Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Дайте ребенку ТОЧКУ опоры!
«Поставить точку» – значит, завершить какое-то дело.
Но, оказывается, точка может и открыть череду важных событий.
С таким «парадоксальным подходом к делу» знакомит нас американский писатель Питер Г. Рейнольдс, придумавший и нарисовавший книгу под названием «Точка».
Короткий текст с выразительными картинками оказался очень емким с психологической точки зрения, и неслучайно эта книга получила в США множество премий.
Учительница, которая умеет видеть
Учительница у Питера Рейнольдса – это очень хорошая, понимающая учительница, действующая по принципу: «Ребенок должен непременно получить опыт успешной творческой деятельности. Только так он поверит в свои силы и захочет делать что-то дальше».
Книга начинается с ситуации, когда девочка по имени Вашти отказывается рисовать на уроке. Урок уже закончился – а перед Вашти лежит белый лист бумаги. Вашти считает, что не умеет рисовать. И шутка учительницы («О, белый медведь в снежной буре!») только злит девочку.
Тогда учительница предлагает Вашти оставить на бумаге какой-нибудь след – любой, какой ей нравится. Девочка с некоторым раздражением хватает карандаш и ставит в центре листа точку.
Учительница подписывает этот «след», вставляет рисунок в рамочку и вывешивает на стену. Это совсем не смешно. И в книге над этой «нелепой» картиной никто не смеется.
Точка в центре листа – это уже преобразование пространства. Из этого можно вывести целую философскую теорию. Или рассмотреть «Точку» Вашти в ряду концептуальных работ современных художников. Иными словами, даже с художественной точки зрения учительница вовсе не играет с Вашти в поддавки: любой след можно рассматривать как эстетическое действие.
Девочка Вашти, которая не умела рисовать
Для маленькой Вашти важно, конечно, то, что учительница сумела отнестись к ней серьезно. Учительница не поленилась вставить работу в рамку и не постеснялась вывесить ее на выставке. Иными словами, вдруг оказалось, что Вашти учительнице не безразлична! И ей интересно то, что Вашти делает.
Это очень важный момент. В чем больше всего нуждается любой ребенок? Во внимании. Как взрослый может проявить свое внимание к нему? Интересоваться тем, что ребенок делает, показывать, что в действиях ребенка есть смысл. Иногда взрослый видит за действиями ребенка гораздо больше, чем сам ребенок. Но это ведь очень правильно. Так взрослый учит ребенка встраивать свои действия в «культурный контекст», обнаруживать свое «культурное место». Вот как в случае с этой точкой. Девочка раздраженно тычет карандашом в бумагу, а учительница рассматривает это как «эстетическое преобразование пространства» и тем самым придает действиям Вашти иной смысл и иное направление.
Как следствие, Вашти решает нарисовать другие точки, лучше первой. Теперь это уже не столько точки, сколько цветные пятна. Вашти начинает по-настоящему экспериментировать и с цветом, и с пространством листа. Автор, конечно, этих слов в тексте не употребляет. Он просто сообщает, что Вашти рисует цветные точки, маленькие точки, много разных точек. А потом даже изображает точку, «не рисуя ее». На школьной выставке рисунков картинки Вашти с изображением точек «вызвали настоящий взрыв».
Маленький мальчик, который тоже не умеет рисовать
На выставке появляется новый герой – маленький мальчик. Он смотрит на Вашти и в буквальном и в переносном смысле снизу вверх и говорит, что считает ее «по-настоящему великим художником». Но сам мальчик не умеет рисовать. По крайней мере, он так считает.
И тут Вашти говорит ему:
– Могу поспорить, что умеешь.
– Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!
Вашти протягивает мальчику чистый лист бумаги:
– Покажи-ка мне.
«Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.
Вашти посмотрела на закорючку.
А затем сказала…
– Теперь подпиши».
На этом катарсическом моменте история заканчивается: композиционное кольцо замыкается. Весть, которую несет нам автор, проста, как все гениальное: человек реализованный, человек, нашедший выход своему творчеству, может быть щедрым. Успехом и уверенностью в себе можно делиться. На самом деле, в этом и есть смысл нашего «рисования» – поддержать другого, вдохновить его на то, чтобы и он оставил свой след на листе бумаги.
Не зря же «Точка» среди множества других наград получила звание «Самой вдохновляющей книги 2003 года» и была признана «Лучшей книгой для чтения вслух в классе».
И, правда, это очень правильная книжка для чтения вслух в классе.
А еще – для самостоятельного чтения. Ведь это книжка-картинка – любимый формат для начинающего читателя.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року