Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Уроки позитивности Гуниллы Ингвес
Осенью мишка Бруно собирает урожай, сгребает сухие листья в кучу, сушит яблочные колечки и ведет дневник наблюдений. С ним – его верный друг Лолла.
Лолла – собака. Почти настоящая. Она бегает как собака. Ее чистосердечные радости ‒ чисто собачьи. Она тявкает. И хотя Бруно прекрасно ее понимает, все-таки не очень понятно: это интуиция хозяина или действительно «человеческая речь». Но это совершенно не важно. А вот сам мишка – игрушечный. Точнее – «человекообразный». Он ходит как человек, спит в кроватке, занимается человеческими делами и его посещают человеческие мысли. Он и выглядит как традиционный игрушечный медвежонок, который в прошлом веке был обязательным обитателем детской. И он прекрасно вписывается в ряд знаменитых литературных медведей.
Шведская писательница Гунилла Ингвес написала четыре книжки про мишку Бруно – по количеству календарных времен года. И если перед педагогом или родителем стоит задача дать ребенку представления об особенностях сезонов, об изменениях в природе, о жизни животных и растений, то лучшего «пособия» не придумаешь.
Тем не менее, это не пособие, а именно художественное произведение в четырех книгах. Образы главных персонажей созданы в рамках точно выверенной «детской» эстетики. Одна из важнейших характеристик мишки Бруно – его серьезность. Повествование лишено даже намека на ироническую интонацию. А в персонажах совершенно отсутствует тот «обаятельный идиотизм» (это яркое определение придумал писатель Борис Минаев), который свойственен, к примеру, Винни-Пуху или Паддингтону.
Мишка Бруно абсолютно позитивен. Это такой «умелый фермер» в образе медвежонка. И одновременно это точная проекция ребенка трех-четырех лет, для которого натирать яблочко на терке, месить тесто или стирать в тазике белье – такие же увлекательные занятия, как игра в игрушки. И для которого познавательная активность через собственные действия – главная характеристика существования.
В книгах Гуниллы Ингвес очень много полезной информации. Но способ подачи этой информации очень далек от механистической «загрузки сведений» в маленькую головенку. Все, что ребенок узнаёт, связано с понятным и интересным описанием действий мишки Бруно: копания, собирания, ношения, перевозки, готовки. А мишка только этими правильными делами и занят.
Он даже когда идет купаться или в лес на прогулку, все время наблюдает, замечает (чтобы потом записать в свой дневник), что-то объясняет Лолле. Лолла все-таки собачка! Понятно же, что собачка не может знать всего, что знает умный Бруно (или умный четырехлетний ребенок). И ребенок с полным пониманием следит и за действиями мишки, и за его объяснениями и как бы между делом «заглядывает в глубину вещей»: под опавшие листья, под снег, в какое-нибудь странное углубление в земле, разглядывает маленьких обитателей пруда. А можно еще и небо рассматривать. Там тоже, оказывается, много интересного.
Благодаря своей исключительно позитивной активности, мишка Бруно прямо-таки излучает жизненное спокойствие. В нем нет ни тени невротизма. Никаких там слез или обид. Никаких бурных чувств. Собачка Лолла может позволить себе носиться туда-сюда от радости. А мишка, даже когда прыгает на куче осенних листьев, не смеется, а улыбается. А ведь ему приходится порой и в экстремальных обстоятельствах действовать – во время снежной бури, например, или во время грозы. И нигде не говорится: мишка испугался. Вот Лолла – та может бояться грозы. Или бояться за мишку. Но ей и отведена такая роль – «носителя эмоций». Мишка же, который ходит на задних лапах, как человек, ‒ всегда собран, конструктивен и в любых обстоятельствах демонстрирует абсолютную психологическую устойчивость. Правда, «жизненные трудности», с которыми он сталкивается, как правило, связаны с природными явлениями, и от них всегда можно укрыться в замечательном мишкином домике. Что бы и когда бы (в какое время года) ни происходило, самое главное – добраться до домика и развести огонь в печке. И тогда можно уютно подремать.
Кстати, эта довольно редкая деталь – когда автор не боится отвести в повествовании место для сна своего героя. Не в том смысле, что герой спит и видит сны. Или что в это время кто-то плохой пытается как-то ему навредить. Или что он во сне в кого-нибудь превращается. Нет, совсем по-другому: долго шел, искупался, устал – и прилег под деревцем спать. Или чистил трубу от сажи, свалился в глубокий сугроб, устал после некоторого напряжения – и заснул в кресле. И целая страница посвящена тому, как мишка спит. Безмятежным детским сном, который так же органично вплетен в его жизнь, как и его активность.
Такое чтение само по себе действует успокаивающе. Хотя это парадокс: вроде бы автор читателя «образовывает», рассказывает ему разное про растения, жучков-паучков, о том, чем кормить птиц зимой, и вроде бы все время описываются какие-то действия – а ты в это время погружаешься в почти медитативное состояние гармонии с внешним миром.
Тот случай, когда познавательная книжка оказывается еще и психотерапевтической.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»