Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Путешествие в море переживаний на китовом хвосте
Любой педагогически озабоченный взрослый, первым делом ищущий в сказке «главную мысль», в «Улитке и ките» легко ее найдет: с точки зрения экологического воспитания придумать что-то более сильное сложно.
Однако смысл этой чудесной истории не сводится к морали и экологическому пафосу. В этой сказке ребенку открываются довольно сложные чувства, но Джулия Дональдсон делает их понятными для ребенка – и узнаваемыми.
И если сказка «Груффало» помогала малышу бороться с наваждением темных эмоций, то «Улитка и кит» рассказывает о светлой, деятельной стороне человеческих чувств.
Тот, кто читал ребенку сказку Джулии Дональдсон про Груффало, помнит: ее драматизм определяется противостоянием «большого» и «маленького» – страшилища и маленького мышонка, пожирателя и его возможной жертвы. Это настоящая «страшная сказка», особенно для детей четырех-пяти лет.
В основе сказки в стихах «Улитка и кит» лежит другая коллизия. Здесь тоже есть маленький и большой – улитка и кит, но большой – «иного качества».
По мнению психологов, ребенок испытывает по отношению ко взрослому двойственное чувство. Порой взрослый ассоциируется у него с монстром – особенно, когда гневается, раздражается, готов наказывать. Но ребенок также нуждается в защите и покровительстве. Эта потребность воплощается в мечте о большом сильном друге – о том, кто его принимает, готов терпеть его при любых обстоятельствах, защищать и учить. То есть делиться с ним тем, что имеет.
Для крошечной улитки таким другом в сказке становится огромный кит. На хвосте кита улитка отправляется в далекое путешествие. Кит плывет по морям-океанам и показывает ей разные страны. Уже этого было бы достаточно: ведь улитка с помощью кита осуществила свою мечту.
Но кульминация истории еще впереди. Кит попадает в беду: сильной волной от моторных лодок его сносит слишком близко к берегу. Начинается отлив, и кит оказывается на песке. Ему грозит гибель. Спасает кита улитка. Добравшись до прибрежного городка, она приползает в школу и оставляет на доске влажную надпись: «Спасите кита!» После чего все жители городка бросаются на выручку морскому гиганту.
Вот кит спасен, он уплывает в море. И в сказке это описано так, как описывают большую победу:
Весь городок им кричал: «Ура!»
И махала вслед детвора.
То есть любой педагогически озабоченный взрослый, первым делом ищущий в сказке «главную мысль», тут же ее найдет: придумать что-то более сильное с точки зрения экологического воспитания сложно.
А читателя – маленького ли, большого – охватывает прямо-таки праздничное настроение. Но дело не только в морали и экологическом пафосе. Это было бы слишком просто.
Через сказку «Улитка и кит» ребенку открывается «диалектика жизни». Кит – большущий и сильный. Именно его размеры вызывают восторг у ребенка (и улитки). Но огромность кита и становится причиной случившегося с ним несчастья. Сложно? Сложно! Но детская книжка и должна простыми словами открывать малышу сложный мир.
Есть и еще нечто важное. Большущий кит обязан спасением крошечному существу. Хотя поначалу задача кажется улитке невозможной.
Решение – способ спасения кита – рождается из напряжения всех ее чувств, из привязанности и отчаяния – пусть эта гамма и передана всего одной строчкой:
«О, как мне сдвинуть такую гору?»
Чувства довольно сложные, но сказка делает их понятными для ребенка – и узнаваемыми. А это серьезный урок переживания: глубокое, подлинное чувство обладает силой!
Если сказка «Груффало» помогала малышу бороться с наваждением темных эмоций, то «Улитка и кит» рассказывает о светлой, деятельной стороне человеческих чувств.
Но и это еще не все. Пережившие разнообразные приключения кит и улитка возвращаются к берегу, где живут подружки улитки. Они так поражены рассказами путешественников, что кит, недолго думая, приглашает их всех на свой хвост.
В последних строчках случается нечто совсем уж сказочное: автор наделяет улиток голосом. Не просто голосом – способностью петь. Улитки, скрываясь вместе с китом в морской дали, поют песню! Ну чем не путешествие аргонавтов? Маленькая сказка обладает чертами эпического произведения.
***
Сказки Джулии Дональдсон стали достоянием русского языка благодаря прекрасному переводу Марины Бородицкой.
А проиллюстрировал «Улитку и кита» Аксель Шеффлер – тот же художник, который рисовал картинки к «Груффало». Если в «Груффало» картинки напоминают декорации на театральной сцене, где вот-вот что-нибудь случится, то иллюстрации в «Улитке и ките» поражают невероятно красивыми пейзажами – сказочными и в то же время наполненными вполне узнаваемыми реалиями.
Альбомный формат книжки усиливает ощущение необъятного пространства, которое преодолевают улитка и кит. Огромность кита на рисунках подчеркнута разными способами – размером морских кораблей на горизонте, россыпью звезд на небе и тем, что на некоторых разворотах умещается только китовый хвост. Но на этом хвосте малыш непременно отыщет улитку.
Большой и маленький – неразлучны.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»