Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
В Перми "репрессировали" музей истории политических репрессий
В Пермском крае фактически прекратил свою работу Мемориальный центр истории политических репрессий, созданный на территории бывшей колонии для "особо опасных государственных преступников". DW решила разобраться, что же там произошло.
Рейдерский захват – термин актуальный для современной России. И совсем не обязательно речь должна идти о бизнесе. Происходящее сегодня в Пермском крае тоже можно выдать за "спор хозяйствующих субъектов", хотя правильнее было бы сказать, что государство фактически осуществило "рейдерский захват" Мемориального центра истории политических репрессий "Пермь-36".
Музей изначально создавался и всегда позиционировал себя как независимый, общественный. Недвижимость принадлежала и продолжает принадлежать государству, хотя была предоставлена музею в бессрочное пользование на безвозмездной основе. Деньги на содержание и финансирование проектов музея поступали из бюджетных средств (не все, но большая доля), а в содержательную часть власти не вмешивались. До поры до времени…
Согласно недавним заявлениям представителей музея, государство решило забрать свое имущество назад и пересмотреть концепцию музея, фактически "подвинув" автономную негосударственную организацию "Пермь-36", которая создавала и все эти годы занималась общественным музеем. Разгорелся нешуточный скандал, информация о котором распространилась далеко за пределы Пермского края. Независимые музейщики заявили, что, покинув мемориальный комплекс, заберут с собой все коллекции и будут экспонировать их в другом месте. Сообщения о том, что единственный в своем роде музей, расположенный на территории лагерного комплекса эпохи ГУЛАГа, может раствориться в пространстве, взбудоражили общественность как в России, так и за рубежом.
"Палачу и жертве тошно, а счастливых не найдешь..."
Это строчка из стихотворения украинского поэта Василя Стуса (перевод Александрины Кругленко) – одного из пермских узников, скончавшегося в колонии 4 сентября 1985 года. Как гласит легенда, за номинацию Стуса на получение Нобелевской премии по литературе ратовал немецкий писатель Генрих Бёлль (Heinrich Böll), а за день до объявления имен номинантов украинского поэта убили…
Василь Стус - не единственный узник колонии "Пермь-36", чье имя навсегда останется в мировой истории. Вот лишь несколько других известных имен: Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Валерий Марченко, Натан Щаранский, Глеб Якунин, Левко Лукьяненко.
В деревне Кучино, расположенной в 123 километрах от Перми, колония, носившая тогда название "ИТК-6", появилась в 1946 году. Это была обычная лесозаготовительная зона, большинство заключенных которой составляли уголовники. После смерти Сталина колонию перепрофилировали в зону, где отбывали наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов.
Новый период в истории колонии начался в 1972 году, когда власти решили, что для осужденных по политическим статьям - большинство из них содержались в мордовских лагерях – больше подойдет так называемый "Пермский треугольник": три лагеря для содержания политзэков: "ИТК-35", "ИТК-36" и "ИТК-37". "ИТК-6" получила статус "колонии строгого режима". В итоге на карте советского ГУЛАГа появился новый адрес: "Пермь-36".
"Зека Васильев и Петров зека"
За следующие 17 лет через лагерь прошли сотни "особо опасных государственных преступников". Изначально большинство заключенных составляли коллаборационисты – граждане СССР, сотрудничавшие с оккупационными войсками во время Второй мировой войны. Но постепенно им на смену пришли осужденные за "антисоветскую агитацию и пропаганду" и так называемые "националисты".
В середине 1980-х под давлением президента США Рональда Рейгана тогдашний советский лидер Михаил Горбачев согласился на массовые амнистии политзаключенных. В 1987 году было амнистировано большинство узников колонии "Пермь-36", а в июне 1988 года она была закрыта.
Музей принял первых посетителей в 1996 году. С тех пор усилиями волонтеров, в том числе и немецких, были отремонтированы и восстановлены 15 зданий и сооружений лагеря и более двух километров лагерных заграждений. При том, что музей существовал в форме автономной негосударственной организации "Пермь-36", многое осуществлялось не столько на зарубежные гранты, сколько на средства из бюджета края.
По мнению Арсения Рогинского, председателя правления Международного историко-просветительского общества "Мемориал" и одного из учредителей музея, все эти годы "Пермь-36" представляла собой "уникальный пример безукоризненного партнерства государства и общества". Вот только и государство, и общество в России резко изменились.
Распространитель "лживой антигосударственной мифологии"
Атака на музей, по словам его представителей, велась одновременно с двух фронтов. За "идеологическую артподготовку" отвечали ветераны правоохранительных органов и пермское отделение всероссийского левого общественного движения "Суть времени", выступающего против "десталинизации" и "десоветизации". Представители "Сути времени" утверждают, что музей является выразителем "идеологии, направленной против народа", разжигателем "ненависти к прошлому" и распространителем "лживой антигосударственной мифологии". Они регулярно писали и пишут открытые письма губернатору края и президенту России с требованием закрыть музей.
Администрация Пермского края в свою очередь начала постепенно сокращать финансирование автономной неправительственной организации "Пермь-36", фактически создавая параллельную государственную структуры с названием "Мемориальный комплекс политических репрессий".
Пытаясь сохранить свое детище, создатели музея (они же – представители АНО "Пермь-36") попытались договориться с властями. Было достигнуто соглашение: созданная государством структура возьмет на себя хозяйственную деятельность, а АНО, получая государственную поддержку, будет отвечать за содержательную жизнь музея. При этом представителей "Перми-36" насторожило заявление главы администрации губернатора Прикамья о том, что "после перехода музея под крыло государства должна быть произведена некоторая переоценка ценностей". Как отметил в интервью местной газете "Новый компаньон" директор АНО "Пермь-36" Виктор Шмыров, со стороны властей поступили "странные предложения: создать наблюдательный совет музея из ветеранов Федеральной службы исполнения наказаний и привлечь бывших ее сотрудников к созданию музейной экспозиции".
Последние действия властей, по убеждению Шмырова, не предполагают двоякого толкования. Руководство государственного "Мемориального комплекса политических репрессий" обратилось в арбитражный суд с требованием лишить АНО "Пермь-36" права "безвозмездного пользования объектом". И на днях создатели организации "Пермь-36" заявили о завершении своих проектов в Прикамье. "Выставочные, образовательные, просветительские и гуманитарные проекты, которые развивало на базе музея АНО "Пермь-36", более администрации Пермского края не нужны. Да и сам музей в том виде, в котором он был создан общественностью, тоже не нужен", - сообщается в пресс-релизе организации.
С этим согласен Арсений Рогинский из "Мемориала": "Руководство края придерживается национал-патриотического тренда, преобладающего сегодня в России. А "Пермь-36" в этот тренд никак не вписывается. Это музей не о славном прошлом, не о том, как страна шла от победы к победе, а о тех страницах истории, которые сегодня стыдно вспоминать. Этот музей рассказывает о том, как люди сопротивлялись советской власти. В этом смысле это музей террора и сопротивления", - заявил он в интервью DW.
Из Германии с надеждой
АНО "Пермь-36" поддерживала тесные связи с Германией. Среди ее партнеров – Институт имени Гете, Йенский университет имени Шиллера, мемориальные музеи концлагерей Бухенвальд и Берген-Бельзен, фонд "Память. Ответственность. Будущее", берлинский "Мемориал" и общество "Германо-российский обмен".
Член правления последнего, политолог Тим Бозе (Tim Bohse) подготовил и разместил в интернете обращение к губернатору Прикамья и к президенту России. "Существование подобного музея в Пермском крае было свидетельством того, что федеральные и региональные государственные органы в России вынесли урок из прошлого и готовы сделать все, чтобы величайшие трагедии прошлого века не повторились", - говорится в документе. В обращении, которое уже подписали более 60 тысяч человек, содержится призыв не допустить закрытия музея.
На высоком уровне
Советник президента, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов на встрече с журналистами заявил относительно музея и АНО "Пермь-36", что "не надо портить то, что хорошо работало". По его словам, "надо вернуться к общественному музею, который получал финансовую поддержку от властей".
Как говорит Федотов, он проинформировал Владимира Путина о ситуации вокруг музея, а тот в свою очередь согласился с мнением Федотова относительно "Перми-36" и поручил главе правительства взять ситуацию под контроль. Значит ли это, что президент России поддержал автономную негосударственную организацию? И значит ли это, что все вернется на круги своя и музей останется общественным? Покажет время.
Виталий Кропман
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії