Re: цензії

26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом
12.06.2025|Ігор Зіньчук
«Європейський міст» для України
07.06.2025|Ігор Чорний
Сни під час пандемії
03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Каміння не мовчить: контур герменевтики
26.05.2025|Ігор Зіньчук
Прагнення волі

Літературний дайджест

24.06.2014|11:32|Папмамбук

«Пела кошка из окошка…»

Как-то мы со Светланой Прудовской, искусствоведом и педагогом, пришли на небольшую выставку современного искусства.

Я сказала: «Ой… Что это? Это, наверное…» ‒ и попыталась обозначить словами, что я вижу. Светлана мою попытку не одобрила: художник уже все сделал, использовав для этого свои средства. И чтобы это понять, нужны глаза, а не слова. Мы немного поспорили. Потом сильно поспорили. Потом пришли к соглашению: тема непростая и очень интересная. Существуют разные ситуации и разные ответы на вопрос, можно ли, и, главное, нужно ли объяснять несловесное искусство.
Но кроме изобразительного искусства есть еще музыка. И тут попытки создать какую-нибудь словесную музыкальную азбуку, вообще рассказать о музыке словами кажутся, на первый взгляд, совершенно абсурдными.

Музыка в отличие от картинки не может оставить свой след в книге. Это искусство не имеет никакого отношения к восприятию с помощью глаза. Оно приходит к человеку по другим «каналам связи»». И все же такие попытки предпринимаются. Живой классик современности Андрей Усачев и пока еще новый для читателей, но очень талантливый поэт Галина Дядина совместными усилиями написали книгу «Музыкальное дерево» с подзаголовком «уроки музыки для всей семьи».

Было бы справедливо сразу сказать, что если речь и идет о каких-то уроках музыки, то это музыка стиха, музыка поэзии. Стихи в книге, кажется, так и просят: спой меня!

«В дальнем селе балалайка жила.
Ох, до чего же была весела:
Выйдет под вечер она из сеней,
И весь народ деревенский – за ней!»

Это одна тема, один мотив, один ритм.
Потом тема меняется, меняется длина строки, ритм:

«А на скамейке,
А на завалинке
Сидит Андрейка
В дырявом валенке,
Как будто барин,
Сидит в фуфаечке
Да водит пальцем
По балалаечке…»

Про якутский варган рассказывается в другом темпе и в другом «звуковом ряде». Стихотворение будто повизгивает и поскрипывает, сквозь слова явственно ощущаются странные звуки экзотического инструмента:

Вот шаман яку тский стар ый
Кр епко сжал в зу бах вар ган:
Тр енькну л – ветер  ду ну л яр ый,
Бр енькну л – взвился ур аган!

А в стихотворении про барабанные щетки возникает совсем другая «шумовая картинка»:

Щетки есть одежные,
Щетки есть сапожные.
Щетки пол метут и драят ванну.
А бывают странные
Щетки барабанные,
Что весь день шуршат по барабану.

1 Иллюстрация Александра Зудина к книге стихов «Музыкальное дерево»

И так – про самые разные инструменты, инструменты от А до Я. Про каждый – своя поэтическая песенка. Вроде бы это невозможно, но сквозь музыку стиха слышен голос музыкального инструмента. По крайней мере, ощущается его характер.

Я не знаю, насколько стихи Андрея Усачева и Галины Дядиной продвинут маленького читателя по пути музыкального развития, но с точки зрения погружения в поэзию и совершенствования фонематического слуха, книга, без всякого сомнения, очень полезная.

И увлекательная. Про каждый инструмент рассказывается коротенькая история, сюжет которой подробно и неожиданно «разрабатывается и дорабатывается» в смешных картинках Александра Зудина. Поэты рассказывают о пастушьем инструменте йодль, а художник изображает самозабвенно пляшущую на альпийских лугах корову. Поэты рассказывают о волшебном инструменте под названием флейта, а художник иллюстрирует ее волшебные способности, изображая летящую птичью стаю, в которую «затесался» вдохновенный флейтист.

Иллюстрация Александра Зудина к книге стихов «Музыкальное дерево» 

Картинки замечательным образом перекликаются с авторской интонацией, потому что поэты не отказывают себе в возможности пошутить. Собственно, тонкий и точный юмор – одна из узнаваемых черт творческой манеры Андрея Усачева:

Ни инструментов в мире нет,
Ни нот на букву Ю.
Но мне не нужен инструмент,
Я сам ее спою-Ю-Ю-Ю-Ю…

2 Иллюстрация Александра Зудина к книге стихов «Музыкальное дерево»

И если вы вдруг после чтения этой книги окажетесь с ребенком на балетном или оперном спектакле, где играет живой оркестр, и подойдете с ребенком к оркестровой яме, он ощутит настоящую радость узнавания, когда сможет опознать инструменты, занятые в оркестре. Это отдельная работа – опознавать их голоса в общем ансамбле. И здесь уже начинается настоящая музыкальная грамота.

Марина Аромштам



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

26.06.2025|19:06
Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
26.06.2025|14:27
Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
26.06.2025|07:43
«Антологія американської поезії 1855–1925»
25.06.2025|13:07
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
25.06.2025|12:47
Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
25.06.2025|12:31
«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
25.06.2025|11:57
Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
25.06.2025|11:51
Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
20.06.2025|10:25
«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
18.06.2025|19:26
«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем


Партнери