Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Уцелевший в огне
Я помню, что чтение сказок Андерсена было связано у меня с глубокими и сложными переживаниями.
Некоторые из этих сказок и теперь меня волнуют. Поэтому своему пятилетнему сыну я пока читаю Андерсена с осторожностью, выборочно. К примеру, сказки «Свинопас», «Принцесса на горошине» и даже «Огниво» Федор воспринял без особых душевных потрясений. Но недавно нам подарили красивое издание «Стойкого оловянного солдатика» – и тут уж пришлось поплакать.
Однажды мальчику в день рождения подарили коробку с оловянными солдатиками… Слушающий эту историю Федор радовался так, как будто сам получил этот чудесный подарок. «Были они красавцы писаные: мундир синий с красным, ружье на плече, взгляд устремлен вперед!» Жаль, что олова от ложки немного не хватило, и один из солдатиков получился одноногим, но Федора это не слишком огорчило. Мне кажется, он сразу понял, что этот солдатик особенный.
Потом Федор принялся рассматривать нарисованные игрушки в детской. Тут были и плюшевый медведь, и цирковой слон, и картонный замок с прелестной танцовщицей, и железная дорога с заводным паровозом. На иллюстрациях П. Дж. Линча они изображены с завораживающей достоверностью или очень правдоподобно. Кажется, протяни руку – и ты до них дотронешься. А ночью, когда люди легли спать, «игрушки сами стали играть в гости, потом в войну, а затем устроили бал». Федор был в восторге!
Мы прочитали, что солдатик и танцовщица встретились и полюбили друг друга. Этот эпизод не вызвал у Федора каких-то особенных эмоций. Он просто принял к сведению эту информацию.
Но зато он с интересом и вместе с тем с напряжением слушал обо всех приключениях солдатика: как он выпал из окна, застрял вверх ногами между булыжниками мостовой, на бумажном кораблике отправился в плавание по сточной канаве, столкнулся со страшной крысой, а потом оказался в желудке огромной рыбы. И Федор был очень счастлив, когда эта рыба попала на обед в тот самый дом, где жил мальчик, и солдатик снова увидел свою танцовщицу.
Но окончание истории не совпало с Федиными ожиданиями.
Сначала Федор не хотел принимать то, что произошло. Он тут же придумал благополучный финал, в который, казалось, сам поверил: в нужный момент подоспели пожарные и потушили огонь в печи. Солдатик был спасен – разве что немного испугался (Федор допускает, что стойкий и отважный герой тоже может бояться, но он этого не показывает). А потом солдатик женился на танцовщице, и у них родился прекрасный мальчик – маленький игрушечный робот.
(В прошлом году мы вместе с Анной Рапопорт были на экскурсии в одной из действующих пожарных частей Петербурга. И там дети залезали в настоящие пожарные машины, мерили защитные каски и огнеупорные сапоги и даже тушили из пожарного рукава специально для этого подожженную ветошь. С тех пор Федор нисколько не сомневается в героической смелости пожарных, способных вовремя прийти на помощь.)
Потом в разговорах мы с Федором не раз возвращались к прочитанной сказке. И теперь уже сын хотел отомстить злому и коварному троллю. Он с воодушевлением рассказывал, что мальчик, которому подарили оловянных солдатиков, узнал о каверзах тролля и наказал его, бросив в огонь вместе с табакеркой. Думаю, Федору было важно не только спасти любимых героев, но и восстановить справедливость – и это стало следующим этапом осмысления истории.
Спустя несколько дней мы посмотрели мультфильм по мотивам этой сказки. И Федор вдруг разрыдался. Мне кажется, он наконец примирился с неизбежностью «несчастливого» конца и отдался своим горестным переживаниям. Наплакавшись вволю, он попросил меня больше не читать ему таких грустных сказок. А когда совсем успокоился, сказал, что из кусочка олова в форме сердечка и блестки, украшавшей платье, можно попробовать сделать новых солдатика и танцовщицу.
***
Федор пытался изменить финал этой сказки и даже в гибели героев искал надежду на продолжение жизни. И дело здесь, наверное, не в легкомысленности или особой чувствительности, а в естественном для ребенка его возраста оптимизме.
Корней Чуковский в своей книге «От двух до пяти» очень убедительно написал, что маленький ребенок искренне верит, будто жизнь должна быть наполнена радостью и поэтому стремится к благополучию в сказках: «… дети на каждом шагу создают для себя иллюзию счастья и зорко следят, чтобы она не терпела ущерба».
Федор получил новый эмоциональный опыт, переживая смерть героев, но он пока ничего не знает о любви, придающей стойкости, и самопожертвовании ради любви, хотя и напевал несколько дней пронзительную мелодию Яна Френкеля из этого мультфильма: «Да, любимая, да. Нет, любимая, нет…»
«Стойкий оловянный солдатик». Режиссер Лев Мильчин, «Союзмультфильм», 1976
Ксения Зернина
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії