Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Мышки грызли книжки…
Читать ребенку стихи – задача непростая.
Особенно, если ребенок стал школьником и, в принципе, умеет и любит читать сам, вот только стихи в круг его самостоятельного чтения не входят. Тут перед родителями два пути: не хочет – ну и не надо, пусть живет с той поэзией, что включена в школьную программу. Второй путь – читать вслух. И выбирать такие стихи, которые говорят ребенку о важных для него вещах. Сборник Виктора Сосноры обманчиво называется «Книжка для мышек и для детишек любого возраста». Ключевые темы этой книги – справедливость, милосердие, понимание – важны, прежде всего, для детей младшего школьного возраста. И вот им стихи Сосноры надо читать обязательно.
Виктор Соснора и сегодня живет в Петербурге. Его имя – один из символов петербургско-ленинградской культуры ХХ века. Страшную блокадную зиму 1941-1942 года он пережил шестилетним мальчиком в детском доме. Был вывезен по Дороге жизни на Кубань к бабушке, попал к партизанам, которые были расстреляны на его глазах. Трижды побывал в гестапо, жил в семье отца в Варшаве и Львове. «Мое детство было очень деятельно, – говорит сам Соснора. – Я постоянно чем-то занимал себя. Читал, писал, играл в школьном театре, занимался спортом, выдумывал игры. В детстве я никогда не падал духом». И хотя прямо поэт не говорит об этом, стихи из «Книжки для мышек…» насквозь автобиографичны.
Главный герой стихотворения «Мальчик» живет в Гавани (портовый район Петербурга, западная оконечность Васильевского острова), учится в школе, не любит футбол, зато очень сильно любит маму, море, камни и звезды. И еще железо. Он чуть не год копил на ласты деньги, хотел научиться плавать. Но…
Сегодня утром мама говорила,
что денег
не хватает на путёвку.
А у нее – лимфаденит с блокады,
а в долг –
нехорошо и неудобно.
Так мама говорила, чуть не плача.
Он вынул деньги и сказал:
– Возьми.
– Откуда у тебя такие деньги?
– Я их копил на ласты. Но возьми,
я всё равно ведь плавать не умею.
А не умею –
так зачем и ласты?
Почти в каждом стихотворении фиксируется ситуация выбора. Трудного и, на первый взгляд, совсем недетского. Короткий «Разговор» между Мухой и Ежом заканчивается грубой репликой Ежа, ожесточенного непрекращающимся жужжанием: «Убирайся к черту!» Встреча Ежа и Ерша в одноименном стихотворении завершается вопросом: «Нужно ль драться, если оба одинаково колючи?» А в «Чайках» птицы весело воруют воду из моря и выливают ее на Эверест, чтобы рыбку не искать, а лопатой вынимать. И в результате море кончилось. «Холод. Голод. Как жить? Как быть? Никто не знает».
Ребенку трудно оставаться наедине со стихами Сосноры. Трудно переживать их в одиночку. Это та поэзия, которая требует со-переживания и со-страдания, совместного осмысления. Стихотворение «Кого надо бояться?» повествует о том, как звери после смерти льва оказываются в сложном положении: некому молиться, некого бояться. И тогда Рысь нарисовала Страшилу. «Стало всё в малине до предела ясно: есть – кому молиться, есть – кого бояться».
О чем этот текст, неуловимо напоминающий «Тараканище» Чуковского? О «недетской» теме сотворения кумира, о внутренней слабости, об атмосфере страха? Или об актуальнейших для младшего школьника проблемах детского коллектива, об авторитете учителя или одноклассника, о смелости и трусости?
Как и все великие стихи, произведения Сосноры могут быть прочитаны на разных уровнях понимания. Для человека 8-12 лет самой важной и нужной оказывается та литература, которая говорит о нем самом. Ведь именно в этом возрасте основной задачей развития становится формирование адекватного представления о самом себе. Кто я, какой я? Отличник или двоечник, растяпа или мастер? Я добрый или суровый? Справедливый? Честный? Ребенок этого возраста постоянно пытается оценить и понять себя. Именно в эти годы у человека формируется способность к саморефлексии, самооценке. Рождается то, что называется «совесть». А потому задача умного и понимающего взрослого – создать вокруг ребенка сильное, мощное пространство самоопределения. Например, читая вслух и обсуждая стихи Виктора Сосноры.
Что ты почувствуешь, как поступишь, увидев ворону, которую переехал грузовик? Как быть, если спасти ее невозможно? А если эта же ворона придет с тобой познакомиться и начнет врать, что бывала на Луне? Станешь ли ты помогать Бегемоту в его заведомо безнадежной попытке полететь на Луну?
В этой книге мало радости и безмятежности (хотя такие стихи тоже есть). Много трагичности. Это сложные тексты, которые необходимо перечитывать, передумывать, перемалывать внутри себя. Причем делать это приходится не только детям, но и взрослым. Потому что Соснора не дает рецептов и ответов. Он ставит вопросы перед читателем любого возраста. И нет важнее задачи для взрослого, чем вместе с ребенком, одновременно с ним, пройти весь путь поиска этих ответов.
Кстати, именно этому посвящена авторская притча, открывающая стихотворный сборник. Мышки грызли книжки в большой библиотеке, а старая мудрая крыса посоветовала им выучить буквы и начать читать. «Теперь каждую ночь в библиотеке крыса сама зажигает лампочки, а мыши сидят и читают. Тихо сидят и тихо читают. И читают, и читают книжки, и перечитывают…»
Анна Рапопорт
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії