
Re: цензії
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
Видавничі новинки
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
Літературний дайджест
«Когда тебе трудно – мойся!»
«Когда тебе трудно, мойся!» ‒ так всегда говорила Дженни, пестрая кошка с белой грудкой, белому котенку Питеру.
И Питер, который когда-то был мальчиком, слушался и учился… Однажды восьмилетний мальчик Питер во время прогулки побежал за котенком и не заметил грузовик, который его сбил. А дальше ‒ то ли забытье, то ли сказка, похожая на жизнь: Питер превращается в того маленького белого котенка, за которым бежал. И знакомый, уютный мир вдруг становится враждебным и опасным. Питер непременно погиб бы на лондонских улицах, если бы его не спасла и не вылизала Дженни. Именно благодаря ей он становится сначала настоящим котом, а потом и настоящим человеком.
Книга американского писателя Пола Гэллико в блестящем переводе Натальи Трауберг предназначена для семейного чтения, и, несомненно, ее полюбят читатели самых разных возрастов. Но больше всего она необходима детям, входящим в отроческий возраст, и их родителям, которые перестают узнавать в своем ребенке прежнего милого и «пушистого» малыша. Он все чаще и чаще выпускает когти из мягких лапок, и как с этим быть, не очень понятно.
Эта история ‒ своего рода психологический путеводитель для ребенка, который столкнулся с первыми трудностями самостоятельной жизни и наверняка наделал ошибок. С родителями, даже самыми чуткими и внимательными, уже далеко не обо всем можно поговорить, а ровесники-друзья ‒ не лучшие советчики, поскольку сами находятся в той же «эпохе внутренних противоречий». Поэтому мудрая литературная кошка Дженни почти идеально подходит для роли внутреннего собеседника ребенка, начинающего взрослеть. Тем более что каждый юный читатель легко идентифицирует себя с Питером: первый опыт ошибок уже есть, и хочется, чтобы рядом был кто-то, кто зализал бы болезненные царапины и пригладил шерстку.
Эта повесть правдива, и вместе с Питером и Дженни читатель проделает трудный путь, окажется перед тяжким выбором между верностью и предательством, трусостью и отвагой, нежностью и эгоизмом.
Пол Гэллико прекрасно знал и очень любил кошек (в его собственном доме жили 23 четвероногих постояльца), и книга содержит множество удивительных подробностей кошачьей жизни. Чего стоит только это знаменитое наставление «Когда тебе трудно – мойся!» с описанием множества соответствующих приемов, кстати, прекрасно проиллюстрированных. Кто из нас задумывался, глядя на умывающуюся поутру кошку: а может быть, ей грустно? Или страшно? Ребенок, прочитавший эту книгу хотя бы один раз, уже никогда не захочет потянуть кошку за хвост, чтобы посмотреть на ее реакцию.
Впрочем, речь ведь не о кошках, а о человеческой жизни. Просто Гэллико мастерски использовал прием, известный в литературе еще с Эзопа, и сквозь кошачьи глаза и усы проглядывают человеческие лица – умные и добрые или злые, заносчивые и глупые. И ребенку, с младенчества привыкшему к эзопову языку сказок, легко разобраться, кто здесь кто. При этом Пол Гэллико далек от морализаторства, его повесть совершенно недидактична. Она полна невероятных приключений. Питер и Дженни тайком плывут на пароходе в Шотландию, чуть не тонут в море, а позднее, спасаясь от лондонских собак, чуть не падают с моста, – и каждый раз читатель с замиранием сердца думает: «Ну все, им конец…» Но жизнь продолжается. А Питер обретает новый опыт, становясь в испытаниях сильнее и лучше.
Герои ошибаются, очаровываются миражами, отчаиваются, тоскуют. И все это оказывается преодолимо, если в сердце живет любовь. Любовь… От нее никуда не деться, если мы говорим с подростками, даже младшими. Но что они знают о любви, о жертве, о самоотдаче, – часто путая любовь с восторгом влюбленности?
В этой книге они встречаются с настоящей любовью, которая «все переносит, на все надеется, не мыслит зла, не радуется неправде». Такова любовь Дженни и Питера, которая и превращает кота обратно в мальчика в конце книжки. Чтобы защитить Дженни, Питер, жертвуя собой, вступает в жестокую неравную схватку с уличным котом Демпси и гибнет в бою. Как часто нашим растущим мальчикам не хватает таких примеров решимости идти до конца, стоять во что бы то ни стало… А в этой книге таких примеров множество. Как и примеров способности любящего существа к прощению, даже в случае предательства и измены.
Отдельно стоит поговорить о том, как Питер и Дженни встречаются со смертью. Речь идет о смерти их друга мистера Гримза – этому посвящена целая глава «Как уснул мистер Гримз».
Рано или поздно дети сталкиваются со смертью. У всех этот опыт разный, но у всех в той или иной степени травматичный. Пол Гэллико не рассказывает о тайне жизни и смерти, он просто подводит нас к этой черте и оставляет рядом: «…Ни ясный лоб, ни узловатые, впервые отдыхающие руки не говорили о горе. Что-то коснулось их старичка и обдало царственной красотой…» В этом месте автор тактично умолкает, даря нам ощущение света и пространства некончающегося мира. И юный читатель приобретает еще один важный опыт: смерть – это не только ужас, тяжесть и безысходность...
Впервые изданная в Лондоне в 1950 году, повесть «Дженни» до сих пор остается бестселлером. Теперь и у нашего читателя появилась возможность полюбить эту книгу и узнать о том, как справляться со своими страхами и горестями и никогда не терять надежду. А взрослым она наверняка поможет яснее видеть и понимать своих детей.
Елена Литвяк
Коментарі
Останні події
- 02.05.2025|13:48В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
- 01.05.2025|16:51V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
- 01.05.2025|10:38В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
- 30.04.2025|09:36Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата