Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

25.04.2014|10:39|Папмамбук

Шляпы, зонтики и трости, или В прихожей «Дома книги»

В статье «Как создать жизнь вокруг книги» мы начали разговор о том, что библиотека может быть не просто хранилищем книг, а местом, где вокруг книг происходят самые разные интересные события.

Для этого нужно научиться создавать особую предметную среду, сродни театральной, где бы дети встречались с книжными «реалиями». Образцом создания такой среды может послужить выставка «Дом книги», которая проходила в рамках экспозиции «Смотри – читай» в московском музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница». 
Мы предложили читателям «Папмамбука» совершить виртуальную экскурсию по выставке и познакомиться с некоторыми идеями, которые можно воплотить даже в небольшой детской библиотеке. Экскурсия началась с дворницкой. Сегодня мы побываем в прихожей, или гардеробной.

Прихожая «Дома книги» причудливо сочетает «книжные реалии» и слегка ностальгические «цитаты» из квартирного быта позднего советского времени (в том числе и коммунального). Потолок прихожей – своеобразная инсталляция, состоящая из подвешенных над головой лыж, санок, коньков, старых портфелей, гитар и всякого бытового «хлама», который можно обнаружить в глубине какой-нибудь труднодоступной антресоли. Эти бытовые реалии призваны напоминать о «фоне восприятия» ‒ том времени, когда с любовью и даже страстью читались книги, ставшие главными действующими «персонажами» выставки. На одной из стен висят карточки с отрывками из литературных текстов, в которых упоминаются эти вещи. Можно прочитать цитату, найти вещь под потолком и попытаться отгадать, из какого произведения эта цитата. Ответ дан на обороте карточки.

Задания на карточках

Конечно, создать подобную инсталляцию довольно сложно. Но можно позаимствовать саму идею: выставка обычных бытовых предметов может стать «литературной». Вот, например, санки (саночки, сани). Они обнаруживаются и в «Снежной королеве», и в сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев», и в сказке «Морозко». И, между прочим, в художественных произведениях о жизни в блокадном Ленинграде.

Можно устроить новогоднюю литературную игру вокруг небольшой выставки санок – реальных и самодельных.

Коньки – это опять же «Снежная королева» и «Серебряные коньки».

Санки и коньки

Какие игры с текстом можно придумать в связи с этими предметами? Во-первых, как это предложили создатели выставки, отгадывать, какой текстовой отрывок с каким предметом связан (это вообще универсальный принцип). Во-вторых, можно делать «книжные пазлы». Выбирается несколько отрывков (например, три текста), они печатаются, потом разрезаются на части (три или четыре). Играющие получают набор карточек. От них требуется из предложенных текстовых кусков собрать три цельных отрывка. Участники игры могут даже не знать самого произведения ‒ в этом случае им придется ориентироваться на свое стилистическое чутье.

В качестве дополнительного задания можно предложить играющим подобрать к отрывкам карточки с названием произведения. Можно еще и попросить объяснить, почему им кажется, что данный заголовок подходит к данному отрывку.

Что бы мы ни делали, как бы ни расцвечивали библиотечное пространство, наша задача – побудить детей читать и работать с текстами.

Мы рассмотрели то, что висит под потолком.

Что еще есть в прихожей-гардеробной? Естественно, обитатели или гости «Дома книги» оставили тут кое-что из аксессуаров – шляпы, трости, зонты. И каждая такая вещь «смотрит» на посетителя и просит угадать, кто является ее хозяином. Такое «съешь меня» должно пробудить в библиотечных педагогах бесконечное количество творческих импульсов.

Взять хотя бы зонты. Их ведь можно еще и делать – бумажные зонтики, например. А значит, и расписывать. И придумывать веселые и грустные сны – если отталкиваться от андерсеновских сюжетов из «Оле Лукойе». Естественно, требуется вспомнить, в каких книгах «живут» зонты: это обязательный аксессуар Мэри Поппинс, естественно. Но зонтик был еще и у Бастинды из «Волшебника Изумрудного города».

Зонты

А литературные шляпы – это вообще кладезь. В «Доме книги» шляпы принадлежали, по преимуществу, персонажам подростковой литературы, и с первого взгляда их трудно было отождествить с их хозяевами. Исключение составляла сковорода, расположившаяся в шляпном ряду. Это очень смешно, конечно. Хотя не все подростки – даже читающие – могли объяснить ее присутствие в прихожей. Значит, нужно иметь в виду, что литературные пристрастия со временем меняются, и книжный опыт разных поколений разнится.

Но, разрабатывая библиотечный проект, можно снизить возрастную адресацию шляпной выставки и создать ее из головных уборов, которые действительно являются характерным атрибутом того или иного литературного героя.

У шляп есть важное достоинство: их можно мерить, надевать. И использовать в разного рода играх, когда требуется, например, вытащить карточку с названием литературного персонажа, быстро найти его шляпу (шапку, «шапочку» и т.д.) и куда-нибудь в ней добежать.

Шляпы

Естественно, нельзя обойтись и без игр с текстами.

В прихожей «Дома книги» представлена еще и «одежда», точнее костюмы (опять же, с текстовым сопровождением), и надо отгадать, кому из литературных героев они принадлежат. Это очень привлекательная часть выставки, но осуществить ее намного сложнее, чем составить экспозицию из предметов и шляп. Однако костюмы при необходимости можно свести к отдельным деталям, и тогда идея окажется вполне реалистичной.

Одежда

Продолжение следует.

Марина Аромштам

Фото Тамары Корнильевой

Редакция благодарит администрацию Музейно-выставочного центра «Рабочий и колхозница» и куратора выставки «Смотри – читай» Катерину Гандрабуру за сотрудничество.
При подготовке материала использовался «Путеводитель “Дома книги”», составленный кураторами выставки Марией Коростылевой и Олегом Николаевым.



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

28.11.2024|14:49
Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії


Партнери