Re: цензії
- 11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наукПривабливо, цікаво, пізнавально
- 08.12.2025|Василь КузанКрик відчаю
- 02.12.2025|Василь КузанНі краплі лукавства
- 27.11.2025|Василь КузанNobilis sapientia
- 27.11.2025|Віталій ОгієнкоРозсекречені архіви
- 24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
- 23.11.2025|Ігор ЗіньчукСвітло, як стиль життя
- 21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наукСвітлотіні свободи
- 18.11.2025|Ігор ЧорнийУ мерехтінні зірки Алатир
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Шесть жизней одной бабушки
Мана, Нао, Такуя, Кана, Мио, Ю проводят лето в деревне. Чтобы добраться до нее, детям надо ехать на поезде до маленькой станции у перевала, потом карабкаться по горной тропе, пройти через рощу криптомерии и через большое поле. И тогда среди яблонь появится маленький домик.
В доме стоит старый буфет, в котором хранятся обожаемые детьми сладости. Но куда больше сладостей дети любят прабабушкины сказки. Ещё бы! Прабабушке почти 90 лет, и за эти годы она прожила несколько жизней.
Повесть Тосико Кандзавы резко выбивается из привычного российско-европейского литературного контекста. Безусловно, игровые «превращения» детей – банальная, распространенная вещь: всякий взрослый наверняка наблюдал, как легко дошкольник или младший школьник превращается в капитана или дельфина, принцессу или лисичку. Об этом очень часто пишут и детские писатели. Но играть и перевоплощаться могут только дети, и происходит это всегда внутри четко очерченных границ игрового пространства. Взрослые могут быть мудрыми, понимающими, но их реальность всегда иная – серьезная, неигровая. Лишь в исключительных случаях, по особым поводам (плач, капризы) взрослые нехотя, как бы из-под палки включаются в детскую игру (достаточно вспомнить, например, как играет с внуком Фридером немецкая бабушка из серии книг Гудрун Мёбс).
Для японской бабушки, придуманной Тосико Кандзава, не существует границ между реальностью и вымыслом. Бабушка седа и стара, у нее много свободного времени – и она говорит со своими правнуками. О чем же она рассказывает детям? О том, что всё вокруг нас живое. О том, что у каждого существа на земле, у каждого предмета есть душа. Душа тонкая, чистая, ранимая, заботливая. И чтобы понять и познать эту душу, надо с ней отождествиться, превратиться в нее. Увидеть мир ее глазами (неважно, что у грелки или паровоза глаз и вовсе не бывает).

Психологи называют эмпатией способность к пониманию, сопереживанию, сочувствию. Благодаря эмпатии люди могут договариваться между собой, могут бережно и уважительно относиться ко всем частям окружающего мира. Именно развитие эмпатии считают главной задачей воспитания 80% японских родителей. «Как бабушка была паровозом» – это замечательное пособие по развитию эмпатии, которое с интересом прочтут и дети, и взрослые.
Бабушка из книги Тосико Кандзава за 99 лет своей жизни кем только не побывала. В юности она работала паровозом. «Погрузив уголь и посадив пассажиров, я отправлялась в путь. Я мчалась, и рельсы вели меня через рощу к городу на берегу моря. А земля подо мной мягко колыхалась, словно я плыла по волнам…» Потом она стала одной из пяти железных грелок, которую разогревают на печке. «Мы лежим себе спокойно, как черепашки в панцирях, пока не закипит вода в наших животах. Тогда из наших круглых ртов начинает идти пар». Затем бабушка стала колодцем, который поит лошадей, коров, людей. Мышкой. Домом. Совой.

Каждая «роль», каждая ипостась удивительной бабушки – это предоставленная ребенку возможность увидеть мир с иной точки зрения, возможность представить себя на месте другого, прожить отрезок времени в чужом пространстве. Среди тех ролей, перевоплощений, которые случаются с бабушкой, есть одна – самая важная. Это роль дома. Однажды бабушка превратилась в дом. Бабушка-дом мёрзла под снегом и льдом, согревала мышей и пауков на чердаке, выращивала весеннюю траву на голове-крыше… Дети, слушающие бабушку, вспоминают свои дома – и оказывается, что для Мио самым уютным был дом в мамином животе, с детской комнатой и пианино. «Бабушка, ты – наш общий дом. Мы, и наши мамы, и мамы наших мам – все выросли под твоей крышей. И от этой простой мысли им сделалось радостно на душе. И они еще долго сидели в тени зеленого дерева на теплом ветру». Весь мир – наш дом, все его жители имеют свою душу. Много жизней оберегал дом: мыши и кошка на чердаке, пауки, между татами прыгают блохи. Мальчики поддерживают дом-бабушку с боков, чтоб дом не упал.
Анна Рапопорт

Коментарі
Останні події
- 11.12.2025|20:26Книга року ВВС 2025 оголосила переможців
- 09.12.2025|14:38Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
- 02.12.2025|10:33Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
- 27.11.2025|14:32«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
- 24.11.2025|14:50Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
