
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Цена слова
Мы рассматриваем с детьми обложку книги под названием «Фабрика слов» и пытаемся предположить, о чем в ней может пойти речь.
Фабрика – это «завод, где делают важные вещи», а словами «мы общаемся». Но как может быть «Фабрика слов»? Первая же страница книги дает ответ на этот вопрос, и мои слушатели с удивлением констатируют: «Так это страна!» Описание порядков, действующих в этом придуманном государстве, озадачивает и немного забавляет ребят: только представьте жизнь, где нужно купить и проглотить слово, прежде чем произнести его!
Перед нами изображение фабрики слов, которая работает днем и ночью. Мы видим странных существ в бесформенной одежде с заклепками, их лица полностью закрыты полукруглыми шлемами, похожими на головки шурупов; у каждого в руках – большие ножницы, которыми эти существа разрезают длинные исписанные ленты, протянувшиеся через весь книжный разворот. Иллюстрации в книге довольно темные, выполненные по большей части в коричневой гамме. Ощущение мрачности передается детям, и они, притихнув, выдыхают: «Ну и фабрика...»
Следующий разворот гораздо позитивнее и колористически, и сюжетно. Перед нами бытовая сценка: обед обычной семьи. Мои слушатели, разглядывая картинку, замечают: «Там буквы в супе!» Но короткий книжный текст о стоимости слов и о том, что говорить в этой стране – дорогое удовольствие, они никак не комментируют.
Мы все глубже погружаемся в образ жизни граждан Фабрики. Уже прочли о выброшенных словах, о распродажах слов и дошли до ловли сачками слов, поднятых в воздух ветром. Мои гости, видимо, мысленно перенеслись в вымышленный мир книги и спрашивают: «А что если они поймают какое-то плохое слово?» Придумать ответ не удается; ну в самом деле, что с ним сделаешь, с плохим словом? Даже если гипотезы появились, произнести их вслух никто не решился. Вопрос так и повисает в воздухе. Мы читаем историю дальше и знакомимся с главным героем.
Филеас приходит к Сибелле, девочке, которая ему нравится: он улыбается – она улыбается в ответ... Но с точки зрения моих слушателей это еще не общение: ведь герои ничего не сказали друг другу!
Появляется Оскар, большой недруг Филеаса, который заготовил пространную речь о любви и произносит ее Сибелле. Вроде, вот оно, общение? Ведь монолог Оскара такой многословный, развернутый, да еще и неплохо оплаченный его родителями... Но нет, и эта коммуникация не устраивает сегодняшних гостей библиотеки: «Он холодно говорит!» – реагируют дети. Обнаруживается, что в общении важна интонация – один из слушателей называет этот, непонятный остальным, термин и пытается объяснить его, произнося на разные лады слово «друг».
Филеас нас не слышит и заранее грустит о том, что не может сказать Сибелле о своей любви ничего кроме тех трех слов, которые утром попались в его сачок. И вот он, наконец, произносит: «Вишня... пыль... стул...» Сибелла слушает это признание с закрытыми глазами, прижав руки к груди. Дети слушают и рассматривают два разворота, на которых изображен этот разговор, мечтательно улыбаясь и явно сопереживая героям.
А на третьем развороте Сибелла нежно целует Филеаса в щеку! Мои слушатели рады за книжных детей, но смущены столь интимной сценой. Они немного напрягаются, когда я переворачиваю следующую страницу: мало ли что там еще произойдет... На последнем развороте Филеас произносит то слово, которое давно берег для торжественного случая, и дети смеются, явно радуясь за него с Сибеллой. Ведь главный герой держит подругу за руки и говорит: «Еще!» Так мы обнаруживаем, что, оказывается, можно общаться не только словами, но еще и жестами, мимикой, действиями...
Дочитав книжку, пробуем представить себя в той самой стране и открыть собственные магазины слов. У каждого «коммерсанта» свои критерии ценообразования. Вот некоторые из самых дорогих «товаров»: «Аня» («Потому что это моя сестра!»), «Спасибо» («Потому что это всем нужно говорить»), «Аквариум» («Потому что в нем живые рыбы...»), «Волшебный» («В этом слове больше всего букв, а значит, оно самое дорогое»).
Что ж, у ребят пока сливаются слово и то, что оно обозначает, а суть оценивания и его последствия (ведь дорогое слово будет доступно только богачам) от них ускользает. Но я надеюсь, что с помощью «Фабрики слов» мои слушатели прочувствовали многомерность и бесценность истинного общения.
Мария Климова
Коментарі
Останні події
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем