
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Что может дать дерево
Книги Шела Силверстайна – на любителя.
И все-таки сегодня мы читаем его «Щедрое дерево» – книгу-притчу, глубокую и неоднозначную, несмотря на очень простой сюжет. Как мама, я бы сказала, что это притча о детском эгоизме. А что увидят дети в этой истории?
Показывая слушателям обложку книги, я говорю, что внутри – сказка о щедром дереве, которое дружило с мальчиком. Дети тут же начинают искать на картинке признаки сказочной небывальщины. Потом мы переходим к вопросу «Как опознать живое?» – потому что мои гости уверены, что деревья не живые («Они же не двигаются!»), так что с ними не особенно-то и подружишь. А что такое щедрость, они просто не знают. С помощью родителей мы разобрались в обоих вопросах. Но чем может делиться дерево, кроме плодов и тени в жаркий день, дети не могут даже предположить. Что ж, самое время раскрыть книгу.
На первых страницах текста почти нет, на первом плане – лаконичные иллюстрации. Дети всматриваются в них и улыбаются, каждый раз обнаруживая Мальчика в неожиданных ракурсах (то он за стволом, то в ветвях, а то вообще видны одни лишь его сандалики, зато с Яблони летят огрызки). По мере взросления героя они комментируют каждую новую картинку: «Растет!.. Вырос!.. Ой, их там двое!..» А когда он, возмужалый, приходит за домом, а потом и за лодкой, хмыкают: «Мальчик?!» – явно обнаруживая контраст между авторской точкой зрения (или, скорее, Яблоневой) и читательской. Вот же видно: здоровенный дядька, а в тексте все мальчик да мальчик!
Если поначалу дети много улыбались, даже смеялись над играми Мальчика и Яблони, то постепенно они затихают и мрачнеют. Мальчик просит у дерева все больше, и оно почему-то полностью себя ему отдает. Но, несмотря на кардинальные изменения внешности героев, автор продолжает называть их так же, как вначале. В какой-то момент дети, уже привыкнув, что Мальчик – он и в старости «Мальчик», переключаются на голый ствол, а затем на пень: «Это уже не Яблоня! Что от нее осталось?!»
История заканчивается. Дети в задумчивости. Пробуем определить: если дерево – щедрое, то каков Мальчик? У взрослого, пожалуй, сработал бы шаблон антонимии (щедрый – жадный), дети же смотрят на суть, а не на слова: «Мальчик – нуждающийся...»
Но слушатели устали: книжка, несмотря на маленький объем, очень насыщена смыслами, в ней многое можно прочувствовать, и дети уже хотят разрядки, начинают отвлекаться. Предлагаю поиграть в только что прочитанные события, изменяя их так, как захочется (если вдруг возникнет желание по-своему перекроить сюжет). Ребята бурно радуются возможности переделки, но начинают воспроизводить книгу почти дословно, при этом гротескно, кривляясь, почти бесятся... И на этом фоне тем более удивительно прозвучало «спасибо», которое вылетело у исполнительницы роли Мальчика в ответ на первые же дары Яблони. То самое слово, которое ни разу не встречается в тексте. Если бы я не была ведущей и не обратила бы внимание (свое и детей) на это «спасибо», оно так и осталось бы незамеченным, потонувшим в озорной возне...
Так из книги о щедром дереве родилось чтение о детской благодарности.
Мария Климова
Коментарі
Останні події
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем