
Re: цензії
- 07.05.2025|Оксана ЛозоваТе, що «струною зачіпає за живе»
- 07.05.2025|Віктор ВербичЗбиткування над віршами: тандем поета й художниці
- 07.05.2025|Ігор ЧорнийЖиття на картку
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
Видавничі новинки
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
Літературний дайджест
Что может дать дерево
Книги Шела Силверстайна – на любителя.
И все-таки сегодня мы читаем его «Щедрое дерево» – книгу-притчу, глубокую и неоднозначную, несмотря на очень простой сюжет. Как мама, я бы сказала, что это притча о детском эгоизме. А что увидят дети в этой истории?
Показывая слушателям обложку книги, я говорю, что внутри – сказка о щедром дереве, которое дружило с мальчиком. Дети тут же начинают искать на картинке признаки сказочной небывальщины. Потом мы переходим к вопросу «Как опознать живое?» – потому что мои гости уверены, что деревья не живые («Они же не двигаются!»), так что с ними не особенно-то и подружишь. А что такое щедрость, они просто не знают. С помощью родителей мы разобрались в обоих вопросах. Но чем может делиться дерево, кроме плодов и тени в жаркий день, дети не могут даже предположить. Что ж, самое время раскрыть книгу.
На первых страницах текста почти нет, на первом плане – лаконичные иллюстрации. Дети всматриваются в них и улыбаются, каждый раз обнаруживая Мальчика в неожиданных ракурсах (то он за стволом, то в ветвях, а то вообще видны одни лишь его сандалики, зато с Яблони летят огрызки). По мере взросления героя они комментируют каждую новую картинку: «Растет!.. Вырос!.. Ой, их там двое!..» А когда он, возмужалый, приходит за домом, а потом и за лодкой, хмыкают: «Мальчик?!» – явно обнаруживая контраст между авторской точкой зрения (или, скорее, Яблоневой) и читательской. Вот же видно: здоровенный дядька, а в тексте все мальчик да мальчик!
Если поначалу дети много улыбались, даже смеялись над играми Мальчика и Яблони, то постепенно они затихают и мрачнеют. Мальчик просит у дерева все больше, и оно почему-то полностью себя ему отдает. Но, несмотря на кардинальные изменения внешности героев, автор продолжает называть их так же, как вначале. В какой-то момент дети, уже привыкнув, что Мальчик – он и в старости «Мальчик», переключаются на голый ствол, а затем на пень: «Это уже не Яблоня! Что от нее осталось?!»
История заканчивается. Дети в задумчивости. Пробуем определить: если дерево – щедрое, то каков Мальчик? У взрослого, пожалуй, сработал бы шаблон антонимии (щедрый – жадный), дети же смотрят на суть, а не на слова: «Мальчик – нуждающийся...»
Но слушатели устали: книжка, несмотря на маленький объем, очень насыщена смыслами, в ней многое можно прочувствовать, и дети уже хотят разрядки, начинают отвлекаться. Предлагаю поиграть в только что прочитанные события, изменяя их так, как захочется (если вдруг возникнет желание по-своему перекроить сюжет). Ребята бурно радуются возможности переделки, но начинают воспроизводить книгу почти дословно, при этом гротескно, кривляясь, почти бесятся... И на этом фоне тем более удивительно прозвучало «спасибо», которое вылетело у исполнительницы роли Мальчика в ответ на первые же дары Яблони. То самое слово, которое ни разу не встречается в тексте. Если бы я не была ведущей и не обратила бы внимание (свое и детей) на это «спасибо», оно так и осталось бы незамеченным, потонувшим в озорной возне...
Так из книги о щедром дереве родилось чтение о детской благодарности.
Мария Климова
Коментарі
Останні події
- 09.05.2025|12:40У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
- 09.05.2025|12:34Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
- 07.05.2025|11:45Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
- 07.05.2025|11:42Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»
- 07.05.2025|11:38У Києві відбудеться презентація книги «Усе на три літери» журналіста й військовослужбовця Дмитра Крапивенка
- 06.05.2025|15:24«Читаємо ложками»: у Луцьку відбудеться перша зустріч літературно-гастрономічного клубу
- 06.05.2025|15:20Помер Валерій Шевчук
- 02.05.2025|13:48В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
- 01.05.2025|16:51V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
- 01.05.2025|10:38В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша