
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Вольные птицы печали
Есть такая психологическая теория: любимая детская сказка как бы «программирует» человека, на всю жизнь закладывая модели его отношений с миром и людьми.
Моей любимой сказкой была «Дюймовочка». Я ненавидела крота, презирала жабу и ее сына, безудержно рыдала над ласточкой, но, рано научившись читать, снова и снова перечитывала свою «Дюймовочку»… Для Лёни такой «главной сказкой» стали «Дикие лебеди» Андерсена. Наверное, лет через тридцать-сорок он сможет сам рассказать, насколько глубоко проникли в него идеи самопожертвования, самообладания, личной отваги, которыми наполнена эта сказка.
Филолог, краевед, педагог
Ганс Христиан Андерсен
Художники Эрик Булатов
и Олег Васильев
Перевод с датского
А. Ганзен
Издательство
«РИПОЛ классик», 2011
Все началось с птиц. В цикл осенних занятий, которые я провожу для Лёни и группы его ровесников, я включила посещение настоящей голубятни и страусиной фермы, изучение орнитологических коллекций музеев, рассматривание вороны и журавля на памятнике Крылову, двуглавого орла и сов на решетках. Мы собирали коллекции перьев, кормили в парках лебедей, уток, воробьев, чаек, синиц… Для меня эта деятельность имеет принципиальное значение: я стараюсь, чтобы реальный опыт ребенка предшествовал книжному, чтобы слова сказок сразу же наполнялись в его сознании и памяти реальными запахами, звуками, действиями и, конечно, пережитыми эмоциями.
Еще мы с детьми говорили о том, что внутри у каждого человека живет птица-душа. И она может быть разной. Иногда она веселая – как чижик из стихотворения Маршака и Хармса «Жили в квартире сорок четыре сорок четыре веселых чижа…» Иногда грустная – как птица печали на картине Виктора Васнецова «Птица радости и птица печали». Дети сами выбирали себе образ своей души-птицы, рисовали на бумаге и на стекле, вырезали, складывали из бумаги, лепили.
В этом контексте мы и начали читать «Диких лебедей». Сказку Андерсена мы читали в старом издании 1976 года, с иллюстрациями Эрика Булатова и Олега Васильева (совсем недавно оно было переиздано). Отличительная особенность этих иллюстраций в том, что среди них есть не только большие цветные сюжетные картинки – на каждом развороте на полях расположены еще и десятки маленьких силуэтных изображений, связь которых с текстом лишь ассоциативна. Зато разглядывать их можно бесконечно. Именно этим мы с Лёней и занимались после чтения. Лёня легко узнавал ворон, сов, ласточек, чаек и всех остальных пернатых.
Лёню было очень тяжело расшевелить на разговор об этой сказке (кстати, у меня в детстве была аналогичная ситуация с «Дюймовочкой»: любовь к этой сказке не поддавалась рационализации, я не могла объяснить, чем она мне нравится и почему я готова читать ее бесконечно). Обычно он легко и с удовольствием обсуждает героев, события, задает вопросы, останавливает чтение, просит перечитать то, что непонятно. Тут все было иначе. Я читала – Лёня молча слушал, внимательно глядя на страницы. И еще просил, чтобы я вела пальцем по той строчке, которую читаю, чтобы он мог следить глазами. Так я и делала.
И лишь дважды мне удалось поговорить с ним о «Диких лебедях». Как-то я задала вопрос (как будто бы риторический, сама себе): «Интересно, а почему принцы превратились в лебедей? А не в уток, грачей, голубей?» Неожиданно Лёня ответил:
– Потому что голуби всегда возвращаются к своему дому. Помнишь, они ведь могут почтальонами работать? А лебеди могут вернуться – а могут и улететь… Из них никакие почтальоны не получатся.
Так Лёня обратил мое зашоренное внимание на эпитет «дикие». Я никогда не задумывалась, почему Андерсен акцентировал на этом внимание… А потом Лёня добавил:
– Лебеди сильные птицы. Разве могли бы утки или чайки нести сетку с Элизой? И они смелее всех. А еще что тебя интересует, мама?
Обрадованная желанием Лёни говорить, я спросила: почему рубашки надо сделать именно из крапивы? – Потому что она ужасно жжется. Как огонь. Это очень больно. А Элизе должно быть трудно – иначе как победить волшебство?
За последний месяц мы прочитали эту сказку трижды. Два раз посмотрели замечательный советский мультфильм 1962 года Михаила и Веры Цехановских. И хотя я несколько раз спрашивала у Лёни, что ему нравится в этой сказке, ответ был одинаков: «Она очень-очень красивая. И еще мне нравится Элиза».
Анна Рапопорт
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025