
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Осел, Мартышка и обыкновенная книжка
«Что это у тебя?» – спрашивает Осел Мартышку.
«Это книжка», – отвечает читающая Мартышка. Осел не понимает. Он задает много разных вопросов: есть ли в книжке прокрутка, можно ли из нее постить и отправлять смс, где мышка и т.п. Мартышка, на вид совершенно немартышечья, малоподвижная, основательная и углубленная в чтение, отвечает все время одно и то же: «Нет. Это книжка». В конце концов Осел доводит ее своими вопросами, и ответ «Нет. Это книжка» звучит в другой тональности. Понять это можно по изменению «лица» Мартышки. Осел, тем не менее, заинтригован этой странной, ничего не умеющей «книжкой». И вот на одном из последних разворотов мы видим поразительную картину – Осла, который погружен в чтение. Он читает пять часов подряд – сообщают нам настенные часы.
Писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук»
Лэйн Смит
Иллюстрации автора
Перевод с английского
Линор Горалик
Издательство
«Розовый жираф», 2012
На самом деле пересказать содержание книги Лэйна Смита совершенно невозможно. Любой пересказ оказывается в несколько раз длиннее самого текста. Лаконизму автора позавидовали бы и в античности. Возможно, это самое короткое словесное высказывание книжной культуры в защиту самой себя, в защиту книги в классической «бумажной» форме.
Высказывание веское, наглядное и убедительное: нет ничего более убедительного, чем серьезность вперемешку с юмором. Мартышка здесь только на словах Мартышка. Ее образ полностью опровергает «хрестоматийные» представления об этих «существах»: большущая, толстая, малоподвижная, вросшая в кресло – такая «устаревшая читающая модель». Маленькая говорящая деталь: даже мышка, с которой имеет дело читающая Мартышка, – настоящая, а не компьютерная. И живет эта мышка на голове у Мартышки, под ее круглой шляпкой.
А Осел (не Осел, конечно, а Ослик, Ослюша) очевидно подвижный, я бы сказала, гиперактивный: он и в кресло-то усаживается на самый краешек, все время вертится, меняет позы, машет ушами (которые в спокойном состоянии имеют вид легкомысленного бантика на голове). Мы почти физически ощущаем, как он колотит по клавиатуре, вызывая к жизни множество разных бессодержательных звуков: «Бииип!», «Ррррррр!», «Гы-гы». И мордочка его в этот момент имеет не отягощенный никаким интеллектуальным бременем вид. Но основательность Мартышки, ее погруженность в чтение оказывает на него странное действие: такое поведение, оказывается, заразительно. И Осла, этого маленького гиперактивного ребенка, охватывает любопытство: он берет у Мартышки книжку, открывает ее – и... На последних страницах все его «подергивания» исчезают. Он сидит уже не на краешке кресла, а устроившись в нем основательно и удобно – как сидела Мартышка. Мы видим, что он абсолютно увлечен чтением – даже выражение «лица» у него меняется. И он не хочет с книжкой расставаться. Автор, конечно, не упускает случая показать нам, что Осел все же остается верен «ценностям поколения»: «Не волнуйся, – говорит он Мартышке, – я ее потом подзаряжу!» (имея в виду книжку).
Но главное дело сделано: Осел у нас на глазах становится читателем.
Такая вот современная волшебная сказка. Про образец культурного поведения и его чудесное влияние на «окружающих». Исполнение заветной мечты интеллигентного взрослого. Смешная история про чудесное превращение современного «компьютерного» ребенка-подростка в читателя.
Сказка, форма которой противоречит ее содержанию.
Как уже говорилось, более короткий текст, призывающий читать книги, трудно найти. И все, что мы понимаем из книжки, сообщают нам по преимуществу не слова, а картинки. Больше всего слов на странице, которая является «цитатой» из «Острова сокровищ»: Мартышка открывает книгу и показывает Ослу, что у книги «внутри».
Лэйн Смит создал книжку-картинку. Книжку, которая полностью вписывается в культурный контекст современного подростка, ребенка 9-11 лет. Ребенка, который в действительности предпочитает «Бииип!», «Ррррррр!», «Гы-гы» и язык смайликов (такая редукция к рисуночному письму архаического общества) – буквам. Поэтому в книге самого Лэйна Смита «очень мало букв».
Но эта книжка не может не подкупать ребенка правдивостью и самоиронией. Тем, что она совершенно лишена назидательности: это всего лишь история. И сколько бы ни было «букв» в этой книжке, но ребенок-то ее прочитал. И понял: «Это книжка, Осел».
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025