
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Эрастономия
Скажем прямо, не все книги, выходящие из-под пера Григория Чхартишвили, в равной мере достойны читательской любви.
Многое из написанного им и его многочисленными аватарами вполне заслуженно кануло в летейские воды. Кто сегодня вспомнит двухтомный роман «ФМ», который, если верить издательским пиарщикам, шесть лет назад должен был ознаменовать «принципиально новый этап в творчестве Акунина»? А сюжет авантюрно-пиратского произведения для подростков «Сокол» и «Ласточка» кто сможет пересказать?.. Если же говорить о временах более близких, то на память, к несчастью, сразу приходит недавняя «Аристономия» — пафосная и вторичная. Впрочем, помнить ее тоже, я думаю, будут недолго, и милосердная завеса читательского забвения задернется над этим романом.
Однако сколько бы «аристономий» и «ласточек» мне ни пришлось освоить, ничто и никогда не отвратит меня от романов о Фандорине. Никакая фрустрация, пережитая в связи с книгами Чхартишвили, не помешает мне с утра пораньше в долгожданный день релиза отправиться в магазин и за собственные деньги (неслыханная щедрость для литературного критика!) купить книгу в традиционной черно-белой обложке.
Новый роман о приключениях блистательного Эраста Петровича озаглавлен «Черный город» и повествует об очередном раунде противостояния доблестного сыщика и коварных террористов, причем действие на сей раз происходит в Ялте в 1914 году. Пятидесятивосьмилетний чиновник по особым поручениям отправится на «охоту за Одиссеем» (именно так, к слову сказать, называлась первая глава романа, выходившая в благотворительном сборнике «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно» в 2009 году) — убийцей-большевиком, вооруженным снайперской винтовкой и намеревающимся застрелить императора Николая II.
Впрочем, сюжет, конечно же, не имеет ни малейшего значения: как и в случае с Гарри Поттером, сотни тысяч читателей (я — в их числе) купят «Черный город» просто из-за магии фандоринского имени. Причина тому проста: Эраст Петрович — единственный настоящий, бесспорный герой, возникший в постсоветском культурном пространстве. А основная функция героя (помимо совершения подвигов, разумеется) состоит в том, чтобы точнее и тоньше всего отражать надежды, страхи и ожидания своего времени, и в этом качестве конкуренцию безупречному Эрасту Петровичу не могут составить ни Настя Каменская из романов Александры Марининой, ни, конечно, Бешеный из сочинений Виктора Доценко, ни другие куда более «современные» и актуальные на первый взгляд персонажи. Иными словами, формально оставаясь в историческом поле, романы о Фандорине — это куда в большей степени романы про нас сегодняшних, чем мы сами порой готовы понять и признать.
Искренне любить свою страну и испытывать гордость за нее, не впадая при этом в сусально-благостное ослепление. Служить власти не за страх, а за совесть, не будучи ни глупцом, ни продажной тварью. Четко видеть границу, отделяющую добро от зла. И, наконец, жить в той самой, скорее всего, никогда не существовавшей в реальности, но от этого ничуть не менее манящей «России, которую мы потеряли», — великой России, в которой не было еще ни великих революций, ни великих войн... Думаю, что об этом — осознанно или нет — мечтает едва ли не каждый житель нашей страны, сохранивший хотя бы рудименты исторического и общественно-политического мышления. Все эти желания волшебным образом воплощает в себе герой, придуманный Борисом Акуниным на излете ХХ века.
Существует расхожее мнение, что пережить своих создателей имеют шанс в первую очередь те книги, которые, помимо прочего, могут служить историческим источником по эпохе, их породившей. Именно к этой категории относятся романы Бориса Акунина про Фандорина.
Галина Юзефович
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025