Літературний дайджест

Сексуальная революция по Мартину Эмису

Щемящее прощание с эпохой невинности — в новом романе британского классика.

Martin Amis. The Pregnant Widow. Jonathan Cape, 2010.

Для рождённых после сексуальной революции секс никогда не играл такой роли, как для тех, чья молодость пришлась на 70-е. Жить в наше время — значит жить с врождённым иммунитетом к радости первооткрывания своего тела и тела чужого. Мы всё знаем, всё попробовали, и нам всё скучно. Поэтому новая книга Мартина Эмиса «Беременная вдова» — про сексуально озабоченных английских юнцов, решающих вопрос «переспать — не переспать» на каникулах в солнечной Италии, — отличается какой-то особенной светлой ностальгией. Неиспорченностью даже — это вам не порноролик ставить на рекламный проектор в центре Москвы.

«Никто не предупреждал меня, что старость невыносима для стариков; чтобы вытерпеть старость, нужно быть молодым», — грустит Кит Ниэринг, главный герой, в коротких перебивках основного повествования, относящегося к нашим дням. Но пока он молод, он читает английскую классику в поисках постельных сцен (одна на каждый роман Джейн Остин, одна на две тысячи страниц «Клариссы») и вожделеет девиц, вместе с которыми отдыхает в итальянском замке летом 1970 года.

Кит Ниэринг — проекция Эмиса в собственном романе, сознательное авторское кокетство. Оба родились в 1949 году, закончили Оксфорд, устроились писать рецензии для литературного приложения Times. Оба эрудированны, афористичны и самоироничны. Насколько это сходство распространяется на более глубинные мысли в двадцатилетнем возрасте, решать читателю.

Сюжет прост: Мартин, то есть Кит, и его подруги. Здесь нет игры с коммунизмом, осуждения ислама, сатиры на политическую действительность. Зато есть девочки, загорающие топлес; девочки, выходящие из душа; девочки, играющие в мальчиков лучше, чем мальчики; девочки, открывающие для себя сексуальную революцию и мини-юбки. «И почему мисс Вселенная всегда с Земли?» — в какой-то момент задаётся вопросом Кит. Наверное, потому, что это томление в собственном соку, это переспелое брожение только на земле и возможно.

Одержимость «жизненно важными параметрами» (рост, объём бёдер, талии, груди) — главная черта молодости, по Эмису, потому даже обыкновенный фонтан не избегает замеров. И подчас действительно кажется, что смысл жизни заключён в том, чтобы знать, стоишь ли ты на ступеньку выше, чтобы рост твой казался значительней, или спускаешься вниз, чтобы увидеть, как привлекательно смотрятся в таком ракурсе ноги и бёдра спутницы.

Название «Беременная вдова» Эмис позаимствовал у Александра Герцена, написавшего: «Но страшно то, что отходящий мир оставляет не наследника, а беременную вдову». Что оставил нам солнечный и не обременённый угрызениями совести мир 70-х? Трагическая сторона книги Эмиса — история Вайолет, сестры Кита (которую писатель действительно списал со своей сестры), чья никчёмная и случайная смерть никого не обвиняет, но и не оправдывает. «Я-декада», как называет 70-е Эмис, обнажила острую правду: вседоступность на практике оборачивается всё той же фрустрацией. Sic transit juventus mundi.

Ксения Щербино



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери