Re: цензії
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
- 19.10.2025|Ігор ЧорнийКовбої, футболісти й терористи
- 19.10.2025|Марія КравчукТретій армійський корпус представляє казку Володимира Даниленка «Цур і Пек»
- 18.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ«Кожен наступний політ може стати останнім...»
- 16.10.2025|Наталія Поліщук, письменниця, членкиня НСПУФантастичне й реальне, а також метафора «кришталевого світу» в оповіданні Катерини Фріас «Un anillo misterioso» («Містичний перстень») зі збірки «За синіми і жовтими гардинами» (2025), Іспанія
- 16.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПоети помирають уранці
- 08.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськЗазирнути в задзеркалля
- 06.10.2025|Ігор ЗіньчукЦікаві історії звичайних слів
- 28.09.2025|Петро ГармасійПерестати боятися…
Видавничі новинки
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
ЛИТЕРАТУРА. Поколение Гоголей
Так случилось, что уже пятнадцать лет я работаю в издательско-полиграфической отрасли Беларуси. Сначала верстал книги, потом руководил их изданием, теперь пишу. Такой опыт дает право судить о том, что происходит с белорусской литературой и с белорусским книжным рынком.
Сначала о приятном: с литературой в нашей стране все в порядке. Литература — это вообще штука инвариантная, ни от чего не зависящая. Она состоит из книг, книги пишут писатели, и делают это вне зависимости от окружающей обстановки — просто потому, что не могут не писать.
А талантами земля белорусская не оскудела. XXI век подарил нам целую толпу новых писателей: Ольга Громыко, Наталья Батракова, Миша Голденков, Тамара Лисицкая, Евгения Пастернак… далее везде, включая бодрую когорту молодых фантастов вроде Дмитрия Беразинского.
А вот с книжным рынком, книжным бизнесом все гораздо хуже. Министерство информации горделиво кивает на цифры производства, и они вроде как внушают оптимизм. Но, во-первых, производство — это не потребление. Во-вторых, в данном случае даже и цифры производства следует делить надвое. Если мы говорим о художественной литературе — на десять.
На сайте Национальной книжной палаты есть ежегодная статистика выпуска книг и брошюр. Она несколько неудобно организована, но ваш покорный слуга взял на себя труд вбить цифры в Excel и проанализировать получившуюся картину.
Вот десятка лидеров по количеству изданных в 2009 году наименований книг (без учета тиража):

Единственное издательство в топ-листе, которое печатает «художку», — это лидер, «Харвест». Причем лидер он безусловный, занявшего второе место опережает на порядок. «Монополизм на белорусском рынке художественной литературы!» — скажете вы… и ошибетесь. «Харвест» является подразделением российского издательства «АСТ», поэтому к белорусскому рынку не имеет ни малейшего отношения. Он просто печатает тут книги, которые затем эшелонами отправляются в Москву.
А где же отечественные издательства «художки»? Ближайшего из них мы обнаружим аж на 31 месте в рейтинге Книжной палаты. Это «Книгосбор» — вполне достойное частное издательство, правда, больше ориентированное на классику. И 89 книг в год — это не так много. Что дальше? На 43 месте — «Мастацкая лiтаратура» с 66 книгами в год. В наших Союзах писателей, напомню, — около 1000 членов. Если печатать только их по одной книжке в год, им придется ждать своей очереди 15 лет каждому. А ведь «МЛ» печатает и ныне покойных классиков…
Словом, молодому литератору туда лучше не соваться. Далее следует «Современный литератор» (50 место, 58 книг) — тоже ориентированный на Россию производитель. «Литература и искусство» (62 место, 47 книг)… Дальше даже смотреть грустно. Особенно больно видеть в конце списка «Кавалер» — издательство, которое многие годы положило на создание белорусской беллетристики: оно в 2009 выпустило всего пять книжек…
В результате начинающий писатель (о поэтах уж не говорю) может пробиться в белорусское издательство только по жуткому везению — или напечатавшись за свой счет. Впрочем, даже это для него не счастье великое, разве что самолюбие потешить. Ведь самая большая проблема белорусских производителей «художки» — хроническое неумение ею торговать. Вот производители деловой литературы как-то успели перестроиться, достаточно посмотреть, как «Аверсэв» штурмует белорусский рынок, а «Попурри» — российский. Почему издатели художественной литературы отстают? Не очень понимаю. Возможно, дело в некоем снобизме? Мол, наше дело — выпускать хорошие книги, а уж читатель разберется. Увы, уважаемые коллеги, не разберется, потому что просто не увидит эти (часто на самом деле отличные) книги в вале конкурентов. Рынок, может быть, не идеальный способ распространения разумного, доброго и вечного, но другого способа сегодня нет. Интернет — это пока игрушка не для всех.
Вот и идут молодые и не очень молодые белорусы в российские издательства, где их — по собственному опыту скажу — привечают и никак не дискриминируют. Если твоя книга популярна, ты можешь быть хоть нигерийцем с Аляски, тебя будут издавать, даже обхаживать. Конечно, белорусские тексты придется перевести, магнатов и панов в исторических романах заменить на королей и баронов (царей и князей), но главное — тебя напечатают! Твоя книжка выйдет под блестящей обложкой, на которой заслуженно красуется твое имя.
В результате мы получили поколение Гоголей — не в смысле масштабности дарования (хотя кто знает…), а в смысле литературной судьбы. Год назад юбилей Николая Васильевича привел к яростной грызне между российскими и украинскими литературоведами. К какой литературе следует приписать Гоголя? Да, писал по-русски. Да, вошел в учебники русской литературы. Но ведь малороссийский же помещик! Да и имя себе сделал на «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — очень украинской книге. Вот и сегодня Ольгу Громыко считают «королевой российской фэнтези», а автор этих строк каждый раз вынужден поправлять журналистов — нет, я не россиянин, даже не русский… Та же история с остальными успешными в России писателями. Возможно, через 50 лет кто-то из них войдет в учебники русской литературы. Но - не белорусской, это точно.
Что делать? Только не просить помощи у государства! Скорее всего, государство поможет отечественному производителю своим любимым способом — закроет внутренний рынок для иностранных товаров. Вы представляете себе, что произойдет, если белорусский читатель останется без российских книг? Да книжный рынок в Беларуси просто загнется в одночасье!
Государство начнет помогать белорусским издательствам длинным рублем? Даже не знаю, что хуже. Тем более, что оно уже давно помогает. Вначале Совмин выделяет полмиллиарда на печать книг, а потом еще столько же - на то, чтобы выкупить эти книги и раздать библиотекам, где их ждет старательный уход и благодарный читатель. Причем читатель именно в единственном числе — один в год. Нет, для директора издательства такая ситуация — мечта, он может надувать щеки и презрительно клеймить бездуховный рынок. А вот для читателя, для начинающего писателя — кошмар.
Может быть, ситуацию спасет не бессмысленное вливание бюджетных денег в госиздательства, а создание госпрограммы поддержки литературы? Не просто растяжки «Читайте книги!», а методичное приучение к книге детей и подростков, фестивали, шумные литературные премии… Все это есть и успешно работает как к западу от нас, так и к востоку. Но создание и координация такой программы — огромное дело. Нужны не просто деньги и идеи — нужны одержимые идеями и поддержанные деньгами люди. А их в нашем правительстве я что-то не вижу.
Литературе от этого, повторю, ни жарко, ни холодно. Мы, белорусские авторы, все равно будем писать. Однако есть опасность, что после смерти нас будут считать писателями России. А это уже плохо. Не для нас — для Беларуси…
Андрей Жвалевский
Справка
Андрей Жвалевский. Белорусский писатель и сценарист. Живет и работает в Минске. Автор четырех десятков книг, лауреат престижных российских литературных премий, автор сценария ряда сериалов.
Коментарі
Останні події
- 26.10.2025|08:07У Львові відбудеться презентація однієї з найпомітніших книг сучасної воєнної прози: «Гемінґвей нічого не знає» Артура Дроня
- 25.10.2025|11:58Як підготуватися до Радіодиктанту національної єдности - поради від філологині Інни Літвінової
- 25.10.2025|11:51У Львові вручили премію імені Богдана Ігоря Антонича 2025 року
- 21.10.2025|11:27У Луцьку презентували посібник із доступності для культурних подій
- 21.10.2025|09:36Любомир Стринаглюк презентує у Львові збірку поезії «Докричатися до живих»
- 20.10.2025|18:59Коти, книжки й доброта: у Києві проведуть благодійну зустріч із притулком «Мурчики» і презентують «Таємничий світ котів»
- 20.10.2025|15:43Роман «Укриття» Людмили Петрушко: гімн добру і силі духу
- 19.10.2025|19:30«Їжа як комунікація»: У Відні презентували книги Вероніки Чекалюк
- 19.10.2025|10:54Поети творять націю: у Львові 8-9 листопада відбудеться II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 18.10.2025|10:36"Дівчина з кулею": В США вийшла англомовна збірка віршів української поетки Анни Малігон
