
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Умереть со смеху
Испанский писатель Эдуардо Мендоса глумится над детективным жанром, но не может отказаться от его законов.
Эдуардо Мендоса. Тайна заколдованной крипты. М.: Corpus, 2010.
Новый роман испанца Эдуардо Мендосы («Город чудес», «Удивительное путешествие Помпония Флата») написан в не вполне привычном для российского читателя жанре пародийного детектива. Так уж сложилось, что на нашей почве литературная пародия вообще приживается неважно. То ли сиюминутность тому виной, то ли вторичность, то ли вообще несоответствие традиционному русскому размаху: если уж книга, то о Жизни, а не какие-то бездуховные хиханьки. В этом смысле «Тайна заколдованной крипты» для знакомства с пародийным жанром — образец вполне удачный. Хотя бы потому, что отсылает к универсальному читательскому опыту: сложно представить человека, который никогда в жизни не читал детективов.
Итак, из школы при монастыре загадочным образом исчезают девочки. Не в массовых, конечно, количествах, но даже одной пропажи в несколько лет достаточно, чтобы безвозвратно испортить репутацию учебного заведения. Исчезнув, через некоторое время они не менее загадочным образом возвращаются. Целые и невредимые, но совершенно не способные рассказать, где были. Монахини в панике, полиция в тупике. Единственный выход — обратиться к опытному сыщику, который поможет разобраться в этом запутанном деле. Словом, всё как в настоящем детективе. Только в роли опытного сыщика… пациент психиатрической клиники, определённо напоминающий чудаковатого, забавного, а порой и весьма гадкого героя сериала «Мистер Бин».
Главным предметом пародии, впрочем, становится даже не герой, а сам детективный формат. Поиск улик превращается в череду нелепейших действий, допрос причастных к делу лиц — в невероятные диалоги обо всём на свете, кроме самого важного, а неожиданные сюжетные повороты и впрямь невозможно предсказать, если исходить из обычной логики. Здесь есть и автомобильные погони, и поиск свидетелей, и покушения на убийства, и неожиданные романтические чувства, и скрытые психологические мотивы — только всё это доведено до полнейшего, умопомрачительного абсурда.
Впрочем, роман Эдуардо Мендосы — это не тот случай, когда пародия пишется исключительно ради пародии. Он не лишён увлекательности и в общем-то вполне оправдывает ожидания читателя, желающего, помимо прочего, узнать, что же всё-таки произошло с девочками. Видимо, где-то здесь и кроется причина, по которой литературным пародиям так и не удаётся закрепиться в списке читательских предпочтений: как бы ни потешался Мендоса над законами жанра, для того чтобы закончить своё повествование и удержать интерес читателя, он обязан за них держаться. Как бы ни глумился он над манерой детективщиков, он всё равно вынужден воспользоваться их опытом и мастерством. Каким бы нелепым ни выглядел его герой, он всё равно должен каноническим образом привести расследование к разгадке.
Возможно, именно поэтому «Тайна заколдованной крипты» производит несколько двойственное впечатление. Это одновременно и детектив, и пародия на него. И в том, и в другом смысле Эдуардо Мендоса вполне справляется с поставленной задачей. Хотя вопрос «Над кем смеётесь?» в данном случае оказывается как нельзя более уместен. В самом деле, над кем, собственно?
Татьяна Трофимова
Коментарі
Останні події
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025