Літературний дайджест

Не плюй в колодец: вылетит — не поймаешь

Новый роман Олди рисует искусство интернет-полемики во всей его смертоубийственной красе.

Генри Лайон Олди. Золотарь, или Просите, и дано будет. М.: Эксмо, 2010.

На Украине новая мода. На сей раз не политическая, а чисто литературная. В свет один за другим выходят романы, где информационные технологии выступают в роли развёрнутой метафоры, символа, обобщённой наглядной модели. Вслед за «Цифровым» киевлян Марины и Сергея Дяченко к этой теме обратился другой известный малороссийский дуэт — Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, выступающие под псевдонимом Генри Лайон Олди.

Что важнее для существования Всемирной паутины, чем софт и «железо», без чего теряют всякий смысл форумы и чаты, блоги и новостные ленты, рекламные баннеры и промо-сайты? Разумеется, без нас — миллионной армии юзеров, раскиданных по всему миру. В Сети мы обмениваемся информацией, учимся, спорим, заводим друзей и врагов — но в первую очередь наперегонки выплёскиваем негатив, агрессию, ту смрадную накипь, что скопилась в душе за долгие годы. Страстности и эмоциональному накалу перебранок, возникающих в онлайн-сообществах по самым пустяковым поводам, позавидовали бы организаторы любого митинга-накачки. Интернет же, как мощная линза, увеличивает и искажает всё, что угодило в его электронные тенёта. Роман «Золотарь, или Просите, и дано будет» основан на одном-единственном допущении, не столь уж фантастическом, как может показаться: что, если однажды слово, которое в реальной жизни может в худшем случае ранить душу, пройдя по оптоволоконному кабелю, начнёт убивать в самом буквальном, приземлённом смысле?

Александр Игоревич Золотаренко, редактор из Харькова, зарабатывающий на жизнь литературной обработкой «нетленок» молодых графоманов — один из тех, кто интуитивно чувствует, когда вялая онлайн-перебранка готова перейти на иной качественный уровень, а фразы «выпей йаду!» или «убей сибя ап стену!» становятся руководством к действию для незнакомого человека на другом конце мира. В полном соответствии со своим прозвищем, Золотарь буквально нюхом чует, когда канализационные ароматы, постоянно источаемые Сетью, становятся совсем уж непереносимы. Вместе с другими сотрудниками АС «Авгикон» он занимается тяжёлым, неблагодарным, но очень важным делом: точечными ударами пытается локализовать проблему, сбить накал полемики, примирить враждующие стороны...

Громов и Ладыженский — наблюдательные люди и одарённые беллетристы, многое они подметили очень верно. Общение в Сети с безликим собеседником действительно пробуждает в нас не лучшие чувства, которые обычно держишь в узде при разговоре с глазу на глаз. Однако назвать «Золотаря» антиинтернетовским романом было бы ошибкой. Это люди сделали Всемирную паутину такой, какова она есть, научили калечить и убивать изощрёнными способами. Сеть — всего лишь зеркало Персея, беспощадно отражающее внутреннюю суть каждого, кто к нему обращается. А плевать на зеркало, как известно, занятие совершенно бессмысленное и порой даже опасное.

Василий Владимирский  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери