Re: цензії

20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?
Котел, в якому вариться зілля
19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на Тернопіллі
Побачити себе в люстерці часу
19.10.2025|Ігор Чорний
Ковбої, футболісти й терористи
19.10.2025|Марія Кравчук
Третій армійський корпус представляє казку Володимира Даниленка «Цур і Пек»
18.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
«Кожен наступний політ може стати останнім...»
16.10.2025|Наталія Поліщук, письменниця, членкиня НСПУ
Фантастичне й реальне, а також метафора «кришталевого світу» в оповіданні Катерини Фріас «Un anillo misterioso» («Містичний перстень») зі збірки «За синіми і жовтими гардинами» (2025), Іспанія
16.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Поети помирають уранці
08.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Зазирнути в задзеркалля
06.10.2025|Ігор Зіньчук
Цікаві історії звичайних слів
28.09.2025|Петро Гармасій
Перестати боятися…

Літературний дайджест

Огрызки из отрывков

Андрей Аствацатуров делится самыми нелепыми историями из собственной жизни и меняет представление читателя о романной форме.

Андрей Аствацатуров. Люди в голом. М.: Ad Marginem, 2009.

«У вас не проза, Аствацатуров, — сказала мне, дымя сигаретой, одна грузная литературная дама, — а огрызки из отрывков». При всей уничижительной силе этого отзыва, с гордостью цитируемого самим же автором, наверно, именно такое ощущение от книги и должно в первую очередь возникнуть у читателя. Во всяком случае, формально романом то, что происходит на страницах «Людей в голом», назвать весьма сложно. Скорее уж — сборником рассказов, зарисовок, сценок, разыгрываемых автором сразу во всех лицах, так что иной раз приходится перескакивать с тему на тему и менять прозу на драму.

Книга очевидным образом распадается на две части, маркированные самим автором и во многом различные. Первую и вправду, как обещают издатели, можно сравнить с книгой Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Тот же набор историй из детства от маленького человека, который никак не оправдает возложенные на него именитым семейством надежды и только постоянно влипает в дурацкие истории. Вторая больше напоминает отрывочные размышления на разные темы, которые смотрелись бы куда органичнее, например, в Живом журнале.

Наверно, если бы такую книгу представил читателю какой угодно другой начинающий автор, «огрызки из отрывков» были бы единственной верной эмоцией. В случае Аствацатурова все гораздо сложнее. Потомственный филолог, внук академика В.М. Жирмунского, знаток американской литературы, преподаватель университета, он прекрасно понимает, каким образом должны быть устроены книги различных жанров, как закрутить сюжет и удержать внимание читателя, как сцепить между собой разрозненные истории о детстве и юности таким образом, чтобы критики с легкостью могли выделить сквозные мотивы и образы. На самом деле, именно это он и делает, но только частично, намеренно обыгрывая форму романа, провокативно разбивая его на фрагменты, стыкуя совсем не стыкуемые части, используя в качестве сквозных не слишком эстетичные мотивы, например фекальную тему. Это не только книга о жизни героя в её анекдотических проявлениях, но и книга о книге, о том, как делается сегодня литература и как её не хочет делать автор.

Да и анекдотичность здесь несколько иного рода, чем у того же Санаева. Аствацатуров с лёгкостью рассказывает о том, как дружил с главным хулиганом школы Мишей Старостиным, который на уроках чтения обучал его рисовать скелеты и гробы, и как это было увлекательно. О том, как впервые увидел в той же школе порнографические картинки, как был влюблен в актрису Белохвостикову, как вместе с Федей Двинятиным создал эпатажную рок-группу с целью обретения легкой популярности, как подвергся подозрениям в нетрадиционной сексуальной ориентации. Наконец, как самым нелепым образом оказался втянут в конфликт с местным авторитетом и был бы побит, если бы не помощь мужественного друга. В общем-то это те истории, которые найдутся в памяти у любого человека, но не каждый сможет их озвучить, пусть даже спрятавшись за маской иронии.

«Люди в голом» Андрея Аствацатурова — игра не только с романной формой, но и с природой человека. Герой книги обнажён перед людьми: все темные истории и болезненные переживания, о которых другой постарается поскорее забыть, у него извлечены из памяти и добросовестно изложены в мельчайших подробностях. Жонглируя литературными формами и человеческими эмоциями, автор незаметно для читателя берёт на себя функцию психотерапевта-утешителя: ведь глядя на героя, начисто лишённого романных черт и красиво выстроенной линии судьбы, гораздо легче принять себя самого таким, какой есть, со всей непутёвостью и неэстетичностью собственных житейских проблем.

Татьяна Трофимова  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

26.10.2025|08:07
У Львові відбудеться презентація однієї з найпомітніших книг сучасної воєнної прози: «Гемінґвей нічого не знає» Артура Дроня
25.10.2025|11:58
Як підготуватися до Радіодиктанту національної єдности - поради від філологині Інни Літвінової
25.10.2025|11:51
У Львові вручили премію імені Богдана Ігоря Антонича 2025 року
21.10.2025|11:27
У Луцьку презентували посібник із доступності для культурних подій
21.10.2025|09:36
Любомир Стринаглюк презентує у Львові збірку поезії «Докричатися до живих»
20.10.2025|18:59
Коти, книжки й доброта: у Києві проведуть благодійну зустріч із притулком «Мурчики» і презентують «Таємничий світ котів»
20.10.2025|15:43
Роман «Укриття» Людмили Петрушко: гімн добру і силі духу
19.10.2025|19:30
«Їжа як комунікація»: У Відні презентували книги Вероніки Чекалюк
19.10.2025|10:54
Поети творять націю: у Львові 8-9 листопада відбудеться II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
18.10.2025|10:36
"Дівчина з кулею": В США вийшла англомовна збірка віршів української поетки Анни Малігон


Партнери