Re: цензії

11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наук
Привабливо, цікаво, пізнавально
08.12.2025|Василь Кузан
Крик відчаю
02.12.2025|Василь Кузан
Ні краплі лукавства
27.11.2025|Василь Кузан
Nobilis sapientia
27.11.2025|Віталій Огієнко
Розсекречені архіви
24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор
«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
23.11.2025|Ігор Зіньчук
Світло, як стиль життя
21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук
Світлотіні свободи
18.11.2025|Ігор Чорний
У мерехтінні зірки Алатир
17.11.2025|Ігор Зіньчук
Темні закутки минулого

Літературний дайджест

Интересное кино

Книга Александра Молчанова — удобный самоучитель по сочинению сценариев для тех, кому это нужно, и увлекательная анатомия кино для всех остальных.

Александр Молчанов. Букварь сценариста: как написать интересное кино. М.: Риор, 2010.

Занимательность, живость письма и остроумие не совсем те свойства, которых мы по умолчанию ждём от книги, озаглавленной «Букварь». Была бы доходчивой и полезной, и на том спасибо. Однако «Букварь сценариста» Александра Молчанова — редкое исключение из этого правила: внятный, удобный и по-хорошему утилитарный, он в то же время послужит изумительно приятным, остроумным и увлекательным чтением, в том числе для тех, кто даже в самых честолюбивых мечтах не видит себя в роли сценариста, пружинисто шагающего по красной ковровой дорожке навстречу заслуженной награде.

Впрочем, если верить Александру Молчанову, таких людей в наше время почти не осталось. Если кто-нибудь скажет вам «Нет, я не хочу быть сценаристом», будьте с этим парнем поосторожнее: он обманщик. В действительности на смену повальному желанию «написать великий роман и прославиться» пришло не менее повальное стремление «написать великий фильм и прославиться». Более того, эта последняя мечта почему-то многим кажется близкой, вполне осуществимой и даже по большому счёту не требующей особых навыков. Кино-то все смотрят, а придумать захватывающий сюжет и яркие диалоги… для этого нужен талант, немного вдохновения и, в общем, всё.

Эту идею Молчанов деконструирует в первую очередь. Не случайно речь о вдохновении в его книге заходит только в предпоследней главе, непосредственно перед рассказом о тонкостях составления авторского договора. До этого автор говорит преимущественно о скрытой от обывательского глаза сюжетной механике, приводящей в действие всю головокружительную машинерию фильма.

На какие составные части делится фильм, как эти части соединены друг с другом, в чём смысл диалогов и как принято оформлять сценарий у нас и на Западе — обо всем этом Молчанов, сценарист доброго десятка отечественных сериалов, знает не с чужих слов и рассказывает с уверенной лёгкостью настоящего профи, способного, по заветам Эйнштейна, объяснить принципы квантовой механики восьмилетнему ребёнку.

Однако информативностью и практической пользой, как уже было сказано, достоинства книги не исчерпываются. С пропповской обстоятельностью раскладывая кино на составляющие, Молчанов незаметно для читателя проделывает фокус куда более хитрый. Нажимая на волшебную потайную пружинку, он приоткрывает заднюю крышку фильма и демонстрирует читателю причудливые шестерёнки, вращающиеся колёсики, валики, молоточки и прочие элементы сложного механизма, о существовании которых мы прежде и не подозревали. Стоит ли удивляться, что после прочтения книги Молчанова нам едва ли когда-нибудь удастся снова смотреть кино так, как прежде, — по-детски доверчиво и наивно: на смену восторгу профана, млеющего от встречи с чудом, теперь придёт зрелое восхищение (или, напротив, недоумение), основанное на трезвом понимании и осмыслении увиденного.

Зато (и, если вдуматься, это не такая плохая компенсация за понесённый моральный ущерб) уморительными шутками и изящными афоризмами, которые Молчанов щедро рассыпает по тексту, прямо на ходу придумывая примеры неожиданных сценарных ходов, читатель сможет развлекать собеседников целый год, а то и больше. Ну а кто-то, возможно, ещё и сценарии писать научится, так, в виде небольшого дополнительного бонуса к полученному от книги удовольствию.

Галина Юзефович  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

11.12.2025|20:26
Книга року ВВС 2025 оголосила переможців
09.12.2025|14:38
Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
02.12.2025|10:33
Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
27.11.2025|14:32
«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
24.11.2025|14:50
Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
17.11.2025|15:32
«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
17.11.2025|10:29
Для тих, хто живе словом
17.11.2025|10:25
У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
16.11.2025|10:55
У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
13.11.2025|11:20
Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»


Партнери