Re: цензії
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
- 19.10.2025|Ігор ЧорнийКовбої, футболісти й терористи
- 19.10.2025|Марія КравчукТретій армійський корпус представляє казку Володимира Даниленка «Цур і Пек»
- 18.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ«Кожен наступний політ може стати останнім...»
- 16.10.2025|Наталія Поліщук, письменниця, членкиня НСПУФантастичне й реальне, а також метафора «кришталевого світу» в оповіданні Катерини Фріас «Un anillo misterioso» («Містичний перстень») зі збірки «За синіми і жовтими гардинами» (2025), Іспанія
- 16.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПоети помирають уранці
- 08.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськЗазирнути в задзеркалля
- 06.10.2025|Ігор ЗіньчукЦікаві історії звичайних слів
- 28.09.2025|Петро ГармасійПерестати боятися…
Видавничі новинки
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Дискурс против маркетинга
Сотрудник "НГ-EL" Алиса Ганиева стала лауреатом молодежной литературной премии "Дебют".
В минувший понедельник, 14 декабря, в десятый раз объявили победителей независимой литературной премии «Дебют», которая вручается авторам до 25 лет. Церемония проходила в Москве в непривычном для таких мероприятий месте – не в музее или в театре, а в Российской детской клинической больнице (РДКБ). К веселью и радости не располагает. Однако сделано это было все же не случайно: литературный праздник был совмещен с благотворительной акцией – на вечере собирали книги для больничной библиотеки. А награды лауреатам вручали ведущие московские врачи – тоже лауреаты своей профессиональной премии «Здоровое детство». Поэтам вручал уролог, авторам рассказов – анестезиолог, за крупную прозу – специалист по челюстно-лицевой хирургии...
Так что обстановка была скорее жизнеутверждающей. А особенный повод для радости был у нас. Жюри нынешнего года, состоящее из критика Дмитрия Бака (председатель), поэта Ирины Ермаковой, поэта и прозаика Александра Иличевского, прозаика Захара Прилепина и драматурга и режиссера Михаила Угарова, в номинации «Крупная проза» назвало лауреатом сотрудника «НГ-EL» Алису Ганиеву. Хотя о том, что Алиса – это Алиса, стало известно только во время награждения: в списке претендентов фамилия Ганиевой встречалась в лонг-листе номинации «Эссеистика», а среди финалистов «Крупной прозы» фигурировал Гулла Хирачев из Махачкалы с повестью «Салам тебе, Далгат!». Который в итоге и оказался нашей Алисой. Алиса Ганиева со своей критикой не вошла в «короткий список». Но даже мы, ее коллеги, не знали, что все это – обманный маневр, рассчитанный на отведение глаз. Перед вручением награды в каждой номинации на большой экран экспонировались ролики с участием всех «шотлистеров», записанные накануне. Из него собравшиеся и узнали тайну. «Вообще-то меня зовут Алиса Ганиева, а Гулла Хирачев – мой псевдоним», – прозвучало с экрана...
Вообще история литературы знает немало мистификаций и псевдонимов. В том числе и со сменой пола. Жорж Санд – это Аврора Дюдеван, урожденная Дюпон. Антон Крайний – Зинаида Гиппиус (она же – Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер). Без смены пола – и не сосчитать. Были и весьма известные: французский классик Стендаль – Анри Мари Бейль, американский классик Марк Твен – Сэмюэл Клеменс, пролетарский классик Максим Горький – сами знаете кто… Были мистификации и связанные с премиями. Так, например, Гонкуровская премия – самая престижная во Франции – вручается всего один раз. А вот Ромен Гари получил ее дважды – второй раз за роман, подписанный псевдонимом «Эмиль Ажар». А вот организаторы «Дебюта» оказались строже: поэтесса Анна Русс, уже однажды получавшая эту награду, попыталась повторить подвиг, подписавшись псевдонимом, но ее рассекретили и премию не дали...
Алиса Ганиева правил не нарушала. Ее вина только в том, что она открылась координаторам (Ольге Славниковой и Виталию Пуханову) только после объявления шорт-листа. Члены жюри узнали о подвохе и того позже – за пару дней до оглашения лауреатов. О чем же, собственно, повесть? О Дагестане здесь и сейчас, со всей его этникой и проблематикой. В повести много живых диалогов на местном наречии, разбавленном аварскими словечками и махачкалинскими жаргонизмами. Диалоги резко контрастируют с нейтральным авторским словом. «Во-первых, мне не хотелось смешивать две свои ипостаси, «критическую» и новую, «прозаическую», – рассказала Алиса. – Во-вторых, для такой темы нужен был мужской ракурс, мужское видение. Меня саму не оставляет ощущение, что Гулла Хирачев действительно существует. Это его текст, не совсем мой».
В номинации «Малая проза» победила Полина Клюкина с подборкой рассказов. В видеоролике она рассказала, что год назад, на «Дебюте», не получив главной награды, она впервые попробовала водку. Как выяснилось, ее отпаивал после поражения поэт и культуртрегер Данил Файзов. В этот раз он хотел снова выпить с девушкой – уже на радостях... Однако лауреатка строго заявила, что с тех пор крепкого спиртного не пьет.
В номинации «Поэзия» победила Екатерина Соколова, в номинации «Драматургия» – ученица уральского драматурга Николая Коляды Анна Батурина.
В номинации «Эссеистика» был единственный лауреат мужского пола. За эссе «Поколение Я» получил награду Евгений Табачников. Судя по видеоролику, жюри предпочло автора, который правильно произносит слово «мАркетинг», автору, который правильно произносит слово «дискУрс»... Ну, будем надеяться, что прекрасный критик Елена Погорелая (именно ей жюри предпочло Табачникова) получит награду в следующий раз.
А вообще-то Ольга Славникова в финальной речи сказала, что лауреата от других попавших в «шорт-лист» отличает «фотофиниш». Попасть в финал – уже престижно и почетно, уже является признанием высочайшего мастерства юных авторов.
Ольга Рычкова, Андрей Щербак-Жуков
Коментарі
Останні події
- 26.10.2025|08:07У Львові відбудеться презентація однієї з найпомітніших книг сучасної воєнної прози: «Гемінґвей нічого не знає» Артура Дроня
- 25.10.2025|11:58Як підготуватися до Радіодиктанту національної єдности - поради від філологині Інни Літвінової
- 25.10.2025|11:51У Львові вручили премію імені Богдана Ігоря Антонича 2025 року
- 21.10.2025|11:27У Луцьку презентували посібник із доступності для культурних подій
- 21.10.2025|09:36Любомир Стринаглюк презентує у Львові збірку поезії «Докричатися до живих»
- 20.10.2025|18:59Коти, книжки й доброта: у Києві проведуть благодійну зустріч із притулком «Мурчики» і презентують «Таємничий світ котів»
- 20.10.2025|15:43Роман «Укриття» Людмили Петрушко: гімн добру і силі духу
- 19.10.2025|19:30«Їжа як комунікація»: У Відні презентували книги Вероніки Чекалюк
- 19.10.2025|10:54Поети творять націю: у Львові 8-9 листопада відбудеться II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 18.10.2025|10:36"Дівчина з кулею": В США вийшла англомовна збірка віршів української поетки Анни Малігон
