Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Дискурс против маркетинга
Сотрудник "НГ-EL" Алиса Ганиева стала лауреатом молодежной литературной премии "Дебют".
В минувший понедельник, 14 декабря, в десятый раз объявили победителей независимой литературной премии «Дебют», которая вручается авторам до 25 лет. Церемония проходила в Москве в непривычном для таких мероприятий месте – не в музее или в театре, а в Российской детской клинической больнице (РДКБ). К веселью и радости не располагает. Однако сделано это было все же не случайно: литературный праздник был совмещен с благотворительной акцией – на вечере собирали книги для больничной библиотеки. А награды лауреатам вручали ведущие московские врачи – тоже лауреаты своей профессиональной премии «Здоровое детство». Поэтам вручал уролог, авторам рассказов – анестезиолог, за крупную прозу – специалист по челюстно-лицевой хирургии...
Так что обстановка была скорее жизнеутверждающей. А особенный повод для радости был у нас. Жюри нынешнего года, состоящее из критика Дмитрия Бака (председатель), поэта Ирины Ермаковой, поэта и прозаика Александра Иличевского, прозаика Захара Прилепина и драматурга и режиссера Михаила Угарова, в номинации «Крупная проза» назвало лауреатом сотрудника «НГ-EL» Алису Ганиеву. Хотя о том, что Алиса – это Алиса, стало известно только во время награждения: в списке претендентов фамилия Ганиевой встречалась в лонг-листе номинации «Эссеистика», а среди финалистов «Крупной прозы» фигурировал Гулла Хирачев из Махачкалы с повестью «Салам тебе, Далгат!». Который в итоге и оказался нашей Алисой. Алиса Ганиева со своей критикой не вошла в «короткий список». Но даже мы, ее коллеги, не знали, что все это – обманный маневр, рассчитанный на отведение глаз. Перед вручением награды в каждой номинации на большой экран экспонировались ролики с участием всех «шотлистеров», записанные накануне. Из него собравшиеся и узнали тайну. «Вообще-то меня зовут Алиса Ганиева, а Гулла Хирачев – мой псевдоним», – прозвучало с экрана...
Вообще история литературы знает немало мистификаций и псевдонимов. В том числе и со сменой пола. Жорж Санд – это Аврора Дюдеван, урожденная Дюпон. Антон Крайний – Зинаида Гиппиус (она же – Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер). Без смены пола – и не сосчитать. Были и весьма известные: французский классик Стендаль – Анри Мари Бейль, американский классик Марк Твен – Сэмюэл Клеменс, пролетарский классик Максим Горький – сами знаете кто… Были мистификации и связанные с премиями. Так, например, Гонкуровская премия – самая престижная во Франции – вручается всего один раз. А вот Ромен Гари получил ее дважды – второй раз за роман, подписанный псевдонимом «Эмиль Ажар». А вот организаторы «Дебюта» оказались строже: поэтесса Анна Русс, уже однажды получавшая эту награду, попыталась повторить подвиг, подписавшись псевдонимом, но ее рассекретили и премию не дали...
Алиса Ганиева правил не нарушала. Ее вина только в том, что она открылась координаторам (Ольге Славниковой и Виталию Пуханову) только после объявления шорт-листа. Члены жюри узнали о подвохе и того позже – за пару дней до оглашения лауреатов. О чем же, собственно, повесть? О Дагестане здесь и сейчас, со всей его этникой и проблематикой. В повести много живых диалогов на местном наречии, разбавленном аварскими словечками и махачкалинскими жаргонизмами. Диалоги резко контрастируют с нейтральным авторским словом. «Во-первых, мне не хотелось смешивать две свои ипостаси, «критическую» и новую, «прозаическую», – рассказала Алиса. – Во-вторых, для такой темы нужен был мужской ракурс, мужское видение. Меня саму не оставляет ощущение, что Гулла Хирачев действительно существует. Это его текст, не совсем мой».
В номинации «Малая проза» победила Полина Клюкина с подборкой рассказов. В видеоролике она рассказала, что год назад, на «Дебюте», не получив главной награды, она впервые попробовала водку. Как выяснилось, ее отпаивал после поражения поэт и культуртрегер Данил Файзов. В этот раз он хотел снова выпить с девушкой – уже на радостях... Однако лауреатка строго заявила, что с тех пор крепкого спиртного не пьет.
В номинации «Поэзия» победила Екатерина Соколова, в номинации «Драматургия» – ученица уральского драматурга Николая Коляды Анна Батурина.
В номинации «Эссеистика» был единственный лауреат мужского пола. За эссе «Поколение Я» получил награду Евгений Табачников. Судя по видеоролику, жюри предпочло автора, который правильно произносит слово «мАркетинг», автору, который правильно произносит слово «дискУрс»... Ну, будем надеяться, что прекрасный критик Елена Погорелая (именно ей жюри предпочло Табачникова) получит награду в следующий раз.
А вообще-то Ольга Славникова в финальной речи сказала, что лауреата от других попавших в «шорт-лист» отличает «фотофиниш». Попасть в финал – уже престижно и почетно, уже является признанием высочайшего мастерства юных авторов.
Ольга Рычкова, Андрей Щербак-Жуков
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року