
Re: цензії
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
- 11.03.2025|Марина Куркач, літературна блогерка, м. КременчукЖінкам потрібна любов
- 05.03.2025|Тетяна Белімова"Називай мене Клас Баєр": книга, що вражає психологізмом та відвертістю
- 05.03.2025|Тетяна Качак, м. Івано-ФранківськСтефаник у художньому слові Оксани Тебешевської
- 22.02.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУЗоряний "Торф"
- 18.02.2025|Світлана Бреславська, Івано-ФранківськПро Віткація і не тільки. Слово перекладача
Видавничі новинки
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
- Олександр Ковч. "Нотатки на полях"Поезія | Буквоїд
- У видавництві Vivat вийшов комікс про Степана БандеруКниги | Буквоїд
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Юрий Поляков: «Писателя с действительностью может примирить только творчество»
Прозаик, драматург, публицист; в молодости - и поэт, а в зрелом возрасте - еще и главный редактор авторитетного всероссийского издания «Литературная газета». Всё это Юрий Поляков, популярный российский писатель, отмечающий 10 ноября 55-летие.
Прозаик, драматург, публицист; в молодости - и поэт, а в зрелом возрасте - еще и главный редактор авторитетного всероссийского издания «Литературная газета». Всё это Юрий Поляков, популярный российский писатель, отмечающий 10 ноября 55-летие.
Первые значительные произведения Юрия Полякова - злободневные остросоциальные повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» в 1980-е годы прочитала, кажется, вся страна. Со временем менялись темы, но неизменным оставался, так сказать, «критический реализм» Полякова - часто гротескный, заметный даже на фоне постмодернистского смешения жанров в поздних произведениях. В последние годы особенно усилилась публицистическая деятельность писателя, воплотившаяся в книге «От империи лжи - к республике вранья», опубликованной в 1997 году. В этом же качестве он раскрывается ныне во множестве интервью на самые разные темы. Например - о современной российской литературе, в которой Юрий Поляков замечает «такой парадокс: молодых читателей все меньше, а молодых писателей все больше». Или - о сегодняшнем положении российской экономики: по Полякову Россия страдает одновременно от двух кризисов - мирового и собственного хронического. Накануне юбилея Юрий Поляков дал интервью и корреспонденту «Голоса России».
-Обращаюсь к вам как к человеку, всегда критически настроенному: скажите, пожалуйста, что могло бы примирить вас с действительностью, какой она должна быть, на ваш взгляд?
Юрий Поляков: Вы знаете, писателя с действительностью может примирить только творчество. Поэтому, когда действительность будет такая, что писателя ничто в ней не станет раздражать или вызывать чувство протеста, то тогда литература просто отомрет. То есть критическое отношение к происходящему, попытка нравственной оценки общества - это, так сказать, профессиональные черты.
-Но хотя бы есть, с вашей точки зрения, у человечества какие-то исторические примеры, которыми оно могло бы вдохновляться, созидая будущее?
Юрий Поляков: В общем, конечно, есть. И в истории нашей страны были такие разумные периоды жизни, на которые надо ориентироваться. Скажем, царствование Александра Третьего в конце XIX века или, например, вторая половина 60-х - 70-х годов советского периода: на мой взгляд, они были достаточно гармоничны. Мне вообще кажется, что тот государственный антисоветизм, который сейчас воцарился, несколько мешает понять то хорошее, что было в советской эпохе. А в ней было даже очень много хорошего, поэтому во всех моих последних романах - это и «Замыслил я побег», и «Грибной царь», и в моей пьесе «Одноклассники», которая сейчас поставлена в Театре Российской армии, я рассматриваю героев и в советский период жизни, и в современный. Мне кажется, что одна из главных задач деятелей культуры - восстановить эту порванную связь времен. Мы только что оторвались от советской эпохи и уже пытаемся ее судить, ничего хорошего еще практически не сделав: это неправильно.
-Что́ оно, то хорошее, что вы, один из авторов перестройки, могли бы попунктно назвать, говоря о советской истории?
Юрий Поляков: Конечно, я был одним из тех, кто активно писал о недостатках советской эпохи. Надо сказать, что моя первая критическая вещь вышла в журнале «Юность» в январе 1985 года, когда еще никто не знал, что будет перестройка. А если говорить о достоинствах советской эпохи, то я вот как раз типический продукт этих достоинств. Потому что родился в рабочей семье, в заводском общежитии, в моем роду рязанских крестьян не было ни одного человека с высшим образованием. Я смог его получить и стать, как и хотел, писателем. Как ни странно, мы, перейдя к демократии, начали восстанавливать кастовость дореволюционного общества. Это и при советской власти, конечно, было, но в гораздо меньшей степени: энергичный, способный человек из низших общественных страт мог, в общем-то, добиться многого. Боюсь, что если бы сейчас «новый Шукшин» тронулся с Алтая в Москву, ему было бы гораздо сложнее, чем тогда Василию Макаровичу Шукшину.
-А что вы имеете в виду, когда говорите о благополучии России при императоре Александре Третьем?
Юрий Поляков: Я имею в виду, что в тот период не было риторики о реформах - на самом деле шли очень серьезные реформы, которые государство мудро стимулировало. Развивалась экономика, и наша страна очень мощно продвинулась во всех отношениях. Мне кажется, что с Александра Третьего надо брать пример в том смысле, что о реформах не надо говорить - их надо делать. Он - один из величайших государственных деятелей в истории России, на мой взгляд. Я считаю, кстати говоря, что многие исторические наработки его эпохи используются в наше время. Мне также кажется, что эта эпоха похожа на нашу, современную, потому что Александр Третий тоже получил страну после непродуманных действий по ее реформированию. Так что если обратиться к типологии исторического процесса, то мы сейчас «находимся» в том периоде.
-Спасибо!
Ольга Бугрова
Коментарі
Останні події
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію
- 30.03.2025|10:014 квітня KBU Awards 2024 оголосить переможців у 5 номінаціях українського нонфіку
- 30.03.2025|09:50У «Видавництві 21» оголосили передпродаж нової книжки Артема Чапая
- 20.03.2025|10:47В Ужгороді представили книжку про відомого закарпатського ченця-василіянина Павла Мадяра
- 20.03.2025|10:25Новий фільм Франсуа Озона «З приходом осені» – у кіно з 27 березня
- 20.03.2025|10:21100 книжок, які допоможуть зрозуміти Україну