Електронна бібліотека/Проза

що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Людському наступному світу...Микола Істин
СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
Пізно ввечері, майже поночі...Сергій Жадан
Поетичні новиниМикола Істин
Настя малює не квіткуПавло Кущ
БубликПавло Кущ
Серцем-садом...Микола Істин
коли надто пізно ти знаєш що мало любив...Анатолій Дністровий
LET ME GОOKEAN ELZY
Конвертуй світлосутність поезії в душах...Микола Істин
де я тебе розлив...Сергій Осока
"Рейвах" (уривок з роману)Фредерік Верно
Стільки людей поховано у пустелі...Олег Короташ
Можеш забрати в мене трохи страху?Сергій Жадан
Далі стоятимеш там, де завжди і була...Катерина Калитко
Після снігуОксана Куценко
Спочатку поет жив в життєпросторі світла...Микола Істин
Завантажити

новообретенной Земле Обетованной.
Ну, и отдельно надо добавить, что иврит не являлся языком одной из прибывших групп населения. Ничья национальная гордость не страдала. Он был ничей. И одновременно «всехний» – потому что родился из древнееврейского языка Торы (а значит, еще и имел ореол «священного наследия»).
Да, конечно, можно вспомнить возрождение чешского языка в ситуации, очень похожей на нашу: засилье имперцев со своим языком (австрийцев) в городах; чехи со своей «мовой» – на маргинесе в селах; национального образования нет, национальной культуры нет практически тоже...
Но! Это был XIX век, а не XXI, и это была Австро-Венгрия, а не Россия. XIX век, «весна народов», появление национального самосознания как такового. Практически все народы Восточной Европы заявили о себе именно тогда – они были полны сил, у них хватало романтиков-просветителей, готовых положить жизнь ради дела национального возрождения.
Да и, повторюсь, мягкотелая Австро-Венгрия с ее представительскими структурами и европейской правовой культурой – это вам не жесткая, самодержавная Россия, в которой высший представительский законодательный орган (Дума) появился только в начале XX века, а украинский язык в сферах образования и культуры находился под строжайшим запретом.
Именно поэтому Западная Украина (австрийская) смогла по примеру тех же чехов полностью восстановить свою национальную культурно-ментально-языковую среду, а Надднепрянская Украина (российская) сделала это в гораздо меньшей степени и оказалась практически не готова к вызовам 1918 года. Что же касается Новороссии, то здесь у украинцев вообще мало что получилось: в этом регионе тогда (как, впрочем, и сейчас) до национальных категорий дело не доходило, останавливаясь на уровне социально-экономических вопросов (и снова здравствуй, пирамида Маслоу!). Сравните, например, что декларировали Петлюра (Надднепрянская Украина) и Махно (Новороссия). Чистая политика versus чистая экономика. То-то они никак договориться между собой не могли против общих врагов. Вы хотите сегодня для Украины и Малороссии того же самого? Я – нет.
(Скажу больше, поддержка населением Восточной Украины – то есть «малороссами» – провозглашения независимости страны как раз и определялась не национальными соображениями, как у «западенцев», а социально-экономическими. «Малороссы» просто хотели жить лучше и полагали, что новая Украина сможет им это дать.
Сейчас же она не только не дает, но еще и требует от них смены национальной самоидентификации – что некомфортно само по себе, а в нынешних реалиях еще и выглядит совершеннейшей дичью, никому не нужной клоунской декларацией, «выпендрежем» – как, например, все эти современные «козаки», толстые, осоловелые, увешанные шутовскими медальками.
Да вы послушайте, что даже сегодня говорят донбасяне: «Что Киев нам может предложить, чтобы мы остались в Украине?» Времена проходят, а рационализм «малороссов» никуда не делся.)
А потом был XX век, век большевистских чисток, Голодомора и борьбы с «буржуазным национализмом», так что всех украинских «романтиков-просветителей» (которых было достаточно в XIX веке и даже в первой половине XX) уже к брежневской эпохе практически не осталось, да и возможности для деятельности таких просветителей уже совершенно не было.
Таким образом, я просто хочу показать, что каждая ситуация уникальна по-своему и часть украинцев стала малороссами вовсе не из-за какой-то врожденной украинской «ущербности», а потому что таков был реальный расклад.
И именно поэтому неправильно требовать поражения в правах руссскоязычных украинцев Восточной Украины только из-за того, что они разговаривают по-русски и вообще «не возвращаются в лоно украинства» (а предложения подобные периодически звучат). И не нужно приводить в пример страны Балтии. В этих государствах есть четкое разделение: вот, допустим, эстоноязычные эстонцы, а вот – русскоязычные русские. Там нет (по крайней мере, в «товарных» количествах) популяции неких «русскоязычных эстонцев», которые не считают себя ни эстонцами, ни русскими.
А у нас такие люди есть, и это – «малороссы». Нам надо просто принять это. Как данность. Принять и перестать невольно копировать своих бывших российских господ. Те считали, что украинцев нет в природе – это-де все «недорусские», испорченные польско-австрийской пропагандой и оторвавшиеся от своих природных русских корней, и им надо просто вспомнить о своем русском происхождении, перейти на русский язык и сменить бандуру на балалайку, чтобы стать «нормальными русскими».
Теперешние украинцы ведут себя по отношению к малороссам точно так же, до мелочей: считают. что те – «недоукраинцы», испорченные российской пропагандой и оторвавшиеся от своих природных украинских корней, и им надо просто вспомнить о своем украинском происхождении, условно говоря – «сменить Сталина на Бандеру» и перейти на украинский язык, чтобы стать «нормальными украинцами».
Все дело в том, что схидняки смотрят «раша-ТВ» - так объясняют разницу в менталитете некоторые украинцы.
Ничем иным,



Партнери