
Електронна бібліотека/Проза
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
новообретенной Земле Обетованной.
Ну, и отдельно надо добавить, что иврит не являлся языком одной из прибывших групп населения. Ничья национальная гордость не страдала. Он был ничей. И одновременно «всехний» – потому что родился из древнееврейского языка Торы (а значит, еще и имел ореол «священного наследия»).
Да, конечно, можно вспомнить возрождение чешского языка в ситуации, очень похожей на нашу: засилье имперцев со своим языком (австрийцев) в городах; чехи со своей «мовой» – на маргинесе в селах; национального образования нет, национальной культуры нет практически тоже...
Но! Это был XIX век, а не XXI, и это была Австро-Венгрия, а не Россия. XIX век, «весна народов», появление национального самосознания как такового. Практически все народы Восточной Европы заявили о себе именно тогда – они были полны сил, у них хватало романтиков-просветителей, готовых положить жизнь ради дела национального возрождения.
Да и, повторюсь, мягкотелая Австро-Венгрия с ее представительскими структурами и европейской правовой культурой – это вам не жесткая, самодержавная Россия, в которой высший представительский законодательный орган (Дума) появился только в начале XX века, а украинский язык в сферах образования и культуры находился под строжайшим запретом.
Именно поэтому Западная Украина (австрийская) смогла по примеру тех же чехов полностью восстановить свою национальную культурно-ментально-языковую среду, а Надднепрянская Украина (российская) сделала это в гораздо меньшей степени и оказалась практически не готова к вызовам 1918 года. Что же касается Новороссии, то здесь у украинцев вообще мало что получилось: в этом регионе тогда (как, впрочем, и сейчас) до национальных категорий дело не доходило, останавливаясь на уровне социально-экономических вопросов (и снова здравствуй, пирамида Маслоу!). Сравните, например, что декларировали Петлюра (Надднепрянская Украина) и Махно (Новороссия). Чистая политика versus чистая экономика. То-то они никак договориться между собой не могли против общих врагов. Вы хотите сегодня для Украины и Малороссии того же самого? Я – нет.
(Скажу больше, поддержка населением Восточной Украины – то есть «малороссами» – провозглашения независимости страны как раз и определялась не национальными соображениями, как у «западенцев», а социально-экономическими. «Малороссы» просто хотели жить лучше и полагали, что новая Украина сможет им это дать.
Сейчас же она не только не дает, но еще и требует от них смены национальной самоидентификации – что некомфортно само по себе, а в нынешних реалиях еще и выглядит совершеннейшей дичью, никому не нужной клоунской декларацией, «выпендрежем» – как, например, все эти современные «козаки», толстые, осоловелые, увешанные шутовскими медальками.
Да вы послушайте, что даже сегодня говорят донбасяне: «Что Киев нам может предложить, чтобы мы остались в Украине?» Времена проходят, а рационализм «малороссов» никуда не делся.)
А потом был XX век, век большевистских чисток, Голодомора и борьбы с «буржуазным национализмом», так что всех украинских «романтиков-просветителей» (которых было достаточно в XIX веке и даже в первой половине XX) уже к брежневской эпохе практически не осталось, да и возможности для деятельности таких просветителей уже совершенно не было.
Таким образом, я просто хочу показать, что каждая ситуация уникальна по-своему и часть украинцев стала малороссами вовсе не из-за какой-то врожденной украинской «ущербности», а потому что таков был реальный расклад.
И именно поэтому неправильно требовать поражения в правах руссскоязычных украинцев Восточной Украины только из-за того, что они разговаривают по-русски и вообще «не возвращаются в лоно украинства» (а предложения подобные периодически звучат). И не нужно приводить в пример страны Балтии. В этих государствах есть четкое разделение: вот, допустим, эстоноязычные эстонцы, а вот – русскоязычные русские. Там нет (по крайней мере, в «товарных» количествах) популяции неких «русскоязычных эстонцев», которые не считают себя ни эстонцами, ни русскими.
А у нас такие люди есть, и это – «малороссы». Нам надо просто принять это. Как данность. Принять и перестать невольно копировать своих бывших российских господ. Те считали, что украинцев нет в природе – это-де все «недорусские», испорченные польско-австрийской пропагандой и оторвавшиеся от своих природных русских корней, и им надо просто вспомнить о своем русском происхождении, перейти на русский язык и сменить бандуру на балалайку, чтобы стать «нормальными русскими».
Теперешние украинцы ведут себя по отношению к малороссам точно так же, до мелочей: считают. что те – «недоукраинцы», испорченные российской пропагандой и оторвавшиеся от своих природных украинских корней, и им надо просто вспомнить о своем украинском происхождении, условно говоря – «сменить Сталина на Бандеру» и перейти на украинский язык, чтобы стать «нормальными украинцами».
Все дело в том, что схидняки смотрят «раша-ТВ» - так объясняют разницу в менталитете некоторые украинцы.
Ничем иным,
Останні події
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року
- 01.07.2025|06:27Українська письменниця Євгенія Кузнєцова у лонглисті престижної премії Angelus
- 29.06.2025|13:28ВСЛ оголосило передзамовлення на книжку Юлії Чернінької "Бестселер у борг"
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників