Електронна бібліотека/Проза

напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Людському наступному світу...Микола Істин
СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
Завантажити

новообретенной Земле Обетованной.
Ну, и отдельно надо добавить, что иврит не являлся языком одной из прибывших групп населения. Ничья национальная гордость не страдала. Он был ничей. И одновременно «всехний» – потому что родился из древнееврейского языка Торы (а значит, еще и имел ореол «священного наследия»).
Да, конечно, можно вспомнить возрождение чешского языка в ситуации, очень похожей на нашу: засилье имперцев со своим языком (австрийцев) в городах; чехи со своей «мовой» – на маргинесе в селах; национального образования нет, национальной культуры нет практически тоже...
Но! Это был XIX век, а не XXI, и это была Австро-Венгрия, а не Россия. XIX век, «весна народов», появление национального самосознания как такового. Практически все народы Восточной Европы заявили о себе именно тогда – они были полны сил, у них хватало романтиков-просветителей, готовых положить жизнь ради дела национального возрождения.
Да и, повторюсь, мягкотелая Австро-Венгрия с ее представительскими структурами и европейской правовой культурой – это вам не жесткая, самодержавная Россия, в которой высший представительский законодательный орган (Дума) появился только в начале XX века, а украинский язык в сферах образования и культуры находился под строжайшим запретом.
Именно поэтому Западная Украина (австрийская) смогла по примеру тех же чехов полностью восстановить свою национальную культурно-ментально-языковую среду, а Надднепрянская Украина (российская) сделала это в гораздо меньшей степени и оказалась практически не готова к вызовам 1918 года. Что же касается Новороссии, то здесь у украинцев вообще мало что получилось: в этом регионе тогда (как, впрочем, и сейчас) до национальных категорий дело не доходило, останавливаясь на уровне социально-экономических вопросов (и снова здравствуй, пирамида Маслоу!). Сравните, например, что декларировали Петлюра (Надднепрянская Украина) и Махно (Новороссия). Чистая политика versus чистая экономика. То-то они никак договориться между собой не могли против общих врагов. Вы хотите сегодня для Украины и Малороссии того же самого? Я – нет.
(Скажу больше, поддержка населением Восточной Украины – то есть «малороссами» – провозглашения независимости страны как раз и определялась не национальными соображениями, как у «западенцев», а социально-экономическими. «Малороссы» просто хотели жить лучше и полагали, что новая Украина сможет им это дать.
Сейчас же она не только не дает, но еще и требует от них смены национальной самоидентификации – что некомфортно само по себе, а в нынешних реалиях еще и выглядит совершеннейшей дичью, никому не нужной клоунской декларацией, «выпендрежем» – как, например, все эти современные «козаки», толстые, осоловелые, увешанные шутовскими медальками.
Да вы послушайте, что даже сегодня говорят донбасяне: «Что Киев нам может предложить, чтобы мы остались в Украине?» Времена проходят, а рационализм «малороссов» никуда не делся.)
А потом был XX век, век большевистских чисток, Голодомора и борьбы с «буржуазным национализмом», так что всех украинских «романтиков-просветителей» (которых было достаточно в XIX веке и даже в первой половине XX) уже к брежневской эпохе практически не осталось, да и возможности для деятельности таких просветителей уже совершенно не было.
Таким образом, я просто хочу показать, что каждая ситуация уникальна по-своему и часть украинцев стала малороссами вовсе не из-за какой-то врожденной украинской «ущербности», а потому что таков был реальный расклад.
И именно поэтому неправильно требовать поражения в правах руссскоязычных украинцев Восточной Украины только из-за того, что они разговаривают по-русски и вообще «не возвращаются в лоно украинства» (а предложения подобные периодически звучат). И не нужно приводить в пример страны Балтии. В этих государствах есть четкое разделение: вот, допустим, эстоноязычные эстонцы, а вот – русскоязычные русские. Там нет (по крайней мере, в «товарных» количествах) популяции неких «русскоязычных эстонцев», которые не считают себя ни эстонцами, ни русскими.
А у нас такие люди есть, и это – «малороссы». Нам надо просто принять это. Как данность. Принять и перестать невольно копировать своих бывших российских господ. Те считали, что украинцев нет в природе – это-де все «недорусские», испорченные польско-австрийской пропагандой и оторвавшиеся от своих природных русских корней, и им надо просто вспомнить о своем русском происхождении, перейти на русский язык и сменить бандуру на балалайку, чтобы стать «нормальными русскими».
Теперешние украинцы ведут себя по отношению к малороссам точно так же, до мелочей: считают. что те – «недоукраинцы», испорченные российской пропагандой и оторвавшиеся от своих природных украинских корней, и им надо просто вспомнить о своем украинском происхождении, условно говоря – «сменить Сталина на Бандеру» и перейти на украинский язык, чтобы стать «нормальными украинцами».
Все дело в том, что схидняки смотрят «раша-ТВ» - так объясняют разницу в менталитете некоторые украинцы.
Ничем иным,

Останні події

13.03.2025|13:31
У Vivat вийшла книжка про кримських журналістів-політвʼязнів
13.03.2025|13:27
Оголошено короткий список номінантів на здобуття премії Drahomán Prize 2024 року
11.03.2025|11:35
Любов, яка лікує: «Віктор і Філомена» — дитяча книга про інклюзію, прийняття та підтримку
11.03.2025|11:19
Захоплива історія австрійського лижника: «Виходячи за межі» у кіно з 13 березня
11.03.2025|11:02
“Основи” видають ілюстрованого “Доктора Серафікуса” В. Домонтовича з передмовою Соломії Павличко
10.03.2025|16:33
Стартував прийом заявок на фестиваль для молодих авторів “Прописи”
07.03.2025|16:12
Життєпис Якова Оренштайна у серії «Постаті культури»
05.03.2025|09:51
Міжнародна премія Івана Франка оголосила довгий список претендентів
02.03.2025|11:31
Я стану перед Богом в безмежній самоті…
01.03.2025|11:48
У Харкові пошкоджено місцеву друкарню «Тріада-Пак» і дві книгарні мережі «КнигоЛенд»


Партнери