Електронна бібліотека/Проза

СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
Завантажити

— еще более давние друзья Сани
(Мы дружим две тысячи лет. С ребятами из театра — чуть меньше).

С минуту я смотрела на список, принуждая себя поверить, что кто-то из них убил Андрея…
Немыслимо!
«И все же вам лучше начать мыслить здраво, — скрипуче заметил мой мент. — Если вы — не убийца, — присовокупил он с паскудным сомнением, — значит, это кто-то из них».
«Значит, — довольно спросил Игнатий Сирень, — ты убеждена, что никто из персонажей не мог убить Андрея? Тогда докажи!».
Я улыбнулась этому забытому вызову — стоило ему прозвучать, мир стал простым и уютным.
Мог ли кто-то убить Андрея?
«Мог ли герой на сцене уронить карандаш?» — тиранил он нас.
— Мог, — по-моему, это сказала Арина.
— Докажи. Ты — театральный критик. Ты должна доказывать каждое свое утверждение.
— Он испугался.
— Чего? — не унимался И.В.
— Что его ложь разоблачат.
— Разве это сообщение угрожало ему?
— Нет…
— Может, он нервный, неуверенный в себе человек, вздрагивающий от каждого слова?
— Нет, он очень уверенный
— Значит, он не мог уронить карандаш. Это просчет режиссера. Он втюхал карандаш просто так…
Ни в спектакле, ни в пьесе ничего не могло быть «просто так»! Любое «просто так» резало глаз, выпадало из жанра, истории образа, рисунка роли. На сцене все делали зачем-то! Все слова и поступки характеризовали персонажа, разоблачали персонажа, двигали действие вперед. Оказалось, это не так-то и просто вгрызться в образ, разобрать его до костей и понять: он не мог уронить карандаш. Это было похоже на любимую присказку Пуаро Агаты Кристи, способного отыскать убийцу, не вставая с кресла, и повторяющего: «Это было так, потому что иначе быть не могло».
Но смерть Андрея не могла быть просчетом режиссера, а значит… Кто-то убил его, потому что не мог не убить. Кто-то не мог не уронить карандаш!
Я редко применяла свои навыки в жизни — в жизни я была обычным зрителем, охотно прощающим создателям действа любой явный ляпсус. Но нынче, когда в моей и без того спорной жизни обнаружился труп, прежняя профессия дала знать о себе, раньше, чем я узнала знакомый театроведческий зуд.
«Мой милый труп» — так назывался спектакль нашего курса. Накануне дня театра нам сказали: по традиции, первый театроведческий должен сделать представление на студенческой сцене.
Занавес раздвигался. Я лежала в гробу, с книгой в руках. Воскресала, садилась, открывала книжку и зачитывала залу загробным голосом: «В этот трагический век, когда театр почти прекратил свое существование» — сказал драматург Джеймс Шерли в 1647 году... Но театр оказался бессмертен!» — я выскакивала из гроба.
Для меня театр умер десятилетье назад. И вновь оказался бессмертен!
Итак, «Мой труп», детектив. Сверхзадача — узнать, кто убил Андрея.
«А какая тема и идея?» — подал голос И.В.
Я нахмурилась, припоминая учебник по теории драмы. Тема «Ромео и Джульетты» — любовь. Но может ли быть темой убийство? Нас не учили анализировать детективные пьесы — этот пустопорожний жанр. Ни один уважающий себя режиссер не станет выгонять актеров на сцену, лишь для того, чтоб узнать, кто сделал труп трупом. Да и сколько их детективных пьес? «Мышеловка» Агаты Кристи. «Инспектор пришел» Джона Пристли. Но у Пристли смерть — только завязка. Тема — буржуазные нравы. И это вовсе не детектив, а драма.
Я решительно вымарала «детектив». Трагедия, трагикомедия, мелодрама, драма, «черная» комедия, комедия-буфф, фарс, гиньоль, театр абсурда?...
И первая задача понять, что за пьеса разыгралась вчера.
Я живо представила нас — себя, Арину, Яна и company, похожих на героев Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Мы сидим и обсуждаем, в каком жанре выступаем на сцене, и кто из нас тайный автор.
Расхожий прием: театр в театре.
Автор пьесы — и есть убийца! Достаточно точно охарактеризовать персонажей, чтоб понять, кто не мог ее не написать… Простейшая вещь — образ героя в спектакле — курсовая второго курса.
Где-то в районе груди заерзал забытый азарт первой ученицы группы.
Следовало с кого-то начать, и я предпочла начать с самого легкого:
«Арина — лучшая подруга Сани».
Я набрала ее номер.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Пусть поймут скучные философы отчаяния, периодически открывающие с некоторой долей наивности ужасы человеческого удела и пытающиеся помешать нам развлекаться в театре: мы забавны!
Жан Ануй

— Да! — недовольно рявкнула она из ниоткуда.
— Это я.
— А, это ты… — Ее голос расслабился. — Как ты?
— А ты как? Когда вы вчера закончили? — Я встала со скамьи и, прижимая к щеке телефон, пошла по проспекту.
— Сегодня. «Доброй ночи, точнее доброго утра». — Это была цитата из спектакля. — В семь утра москвичи поехали за вещами в гостиницу и в аэропорт…
— А остальные?
— Поехали их провожать.
— А ты?
— А я на работу. Вымыла у тебя голову, и к

Останні події

25.08.2025|17:49
У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
25.08.2025|17:39
Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
23.08.2025|18:25
В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
20.08.2025|19:33
«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
19.08.2025|13:29
Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
18.08.2025|19:27
Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
18.08.2025|19:05
У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
18.08.2025|18:56
Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
18.08.2025|18:51
На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»
17.08.2025|11:36
«Книжка року’2025». ЛІДЕРИ ЛІТА. Номінація «ВІЗИТІВКА»


Партнери