Re: цензії
- 22.04.2024|Ігор ЧорнийРозтікаючись мислію по древу
- 08.04.2024|Ігор ЧорнийЗлодії VS Революціонери: хто кращий?
- 04.04.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоЛеді й джентльмени, або «Лондонські хроніки» Місіс К
- 03.04.2024|Марта Мадій, літературознавицяФантасмагорія імперського пластиліну
- 28.03.2024|Ігор ЧорнийПрощання не буде?
- 20.03.2024|Наталія Троша, кандидат філологічних наукСвітиться сонячним спектром душа…
- 20.03.2024|Віктор ПалинськийУ роздумах і відчуттях
- 20.03.2024|Валентина Галич, доктор філологічних наук, професорЖиттєве кредо автора, яке заохочує до читання
- 20.03.2024|Віктор ВербичНіна Горик: «Ми всі тепер на полі битви»
- 18.03.2024|Ігор ЗіньчукКумедні несподіванки на щодень
Видавничі новинки
- В «Урбіно» видали безсмертну «Емму» Джейн ОстінКниги | Буквоїд
- Рената Пйонтковська. "Китиха"Дитяча книга | Буквоїд
- Фредерік Верно, "Рейвах"Книги | Буквоїд
- Ніна Горик. "Лінії оборони"Книги | Буквоїд
- Олег Крот. "Комунікації"Книги | Буквоїд
- Таіс Золотковська. "Лінія зусилля"Книги | Буквоїд
- У Vivat вийшла нова книжка Марка ЛівінаКниги | Буквоїд
- Юрій Яновський. "Майстер корабля"Проза | Буквоїд
- Ольга Кобилянська. "За ситуаціями"Проза | Буквоїд
- Іван Франко. "Маніпулянтка"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Церковное криминальное чтиво
В продажу поступил сборник рассказов Николая Байтова на церковную тему «Ангел-вор»
Выходит сборник Николая Байтова «Ангел-вор» — рассказы о церкви, из которых можно узнать, почему божий промысел похож на водевиль, а церковные таинства – на перформанс.
Послушник Протелион испытывает границы послушания — каждый день он проходит шесть километров, чтобы исповедовать все свои помыслы авве Фармуфию. Немолодая женщина заходит в церковь и покупает старую икону, а потом, причитая, идет в уличный туалет и выкидывает ее в сливную яму. Юноша Андроник ругается со своим духовным наставником иеромонахом Павлом и хочет донести на него, а потом по дороге случайно встречает две проекции самого себя в будущем. Церковный сторож пытается понять, кто с завидным постоянством крадет вещи в храме. Авва Герасим уточняет правила освящения Даров прямо во время литургии с помощью диакона из Александрии и самого ангела Божьего, помогающего ему на престоле.
Он составлен из написанных за последние двадцать лет сочинений, и, видимо, поэтому в нем можно наблюдать большой разброс жанров и стилей. В «Ангеле-воре» есть мистические туманные истории, старые поучительные притчи, остроумные зарисовки, философские эссе и даже одна детективная повесть под названием «Все, что сказал духовник».
В сборнике в одной компании собраны протоиреи, священники, прихожане, апостолы, свечники, ангелы. Биографическая же принадлежность Байтова к церкви ограничивается тем, что долгое время он работал церковным сторожем. И именно эта наблюдательная сторонняя позиция делает его рассказы одним из самых интересных и глубоких высказываний о церкви за последние годы.
«Ангел-вор» апеллирует к моде на православную литературу, в том числе подразумевая еще один сборник рассказов — «Несвятые святые» архимандрита Тихона, уже сыскавший очевидное читательское признание. Даже в названии этих книг есть похожая антитеза. Однако Байтов не просто приоткрывает завесу тайны над религиозной жизнью, не только очеловечивает ее, он свидетельствует о ней с позиции человека верующего, ищущего и сомневающегося. В его сборнике можно встретить размышления на тему творчества Авдея Тер-Оганьяна и его перформанса с уничтожением икон, поэзии Пригова, связи современного искусства с религией, апокрифического Евангелия от Филиппа, найденного в 1945 году в Египте, и смеха в христианской традиции. Нужно отметить, что Байтов, при всей неоднозначности затрагиваемых тем, не позволяет себе пренебрежительного или неосторожного отношения к христианству — напротив, рассказы у него по большей части благочестивы, а на издание даже имеется благословление.
Постоянно соотнося искусство и религию, верующий писатель Байтов предпочитает располагать их на одном уровне. Исходя из предположений, что «искусство есть единственный механизм таинства» и «никакое таинство вне искусства совершаться не может», он размышляет не только на тему схожей сущности перформанса и церковного обряда, но и предполагает, что если искусство движется по пути иронии, шифровки и смысловой игры, то и язык религии не должен оставаться наивным и простым — он тоже должен меняться. «А что такое этот православный канон? Я не имею в виду канон искусства, — я уже сказал, что его не существует: нет нормативов, есть лишь традиция, которая сложным образом меняется, — можно было бы ее интегрировать и сделать наблюдения (например, всем известный вывод об обмирщении церковного искусства как следствии европейского Ренессанса)», — размышляет Байтов в эссе «Истина от Филиппа».
Если религия пользуется языком искусства, то искусство у Байтова загадочным образом использует религию как фабулу. Именно церковная жизнь зарождает здесь истории – но эти истории, впрочем, странные, даже мистические.
Батюшки-воры, слухи о гомосексуальных связях, отпевание еще не умерших людей – для текста Байтова всё это превращается в неоценимую литературную помощь.
Сама фигура наблюдателя, сторожа, находящаяся одновременно в церкви и вне ее, дает право на создание картины, в которой и священники, и прихожане, и даже ангелы становятся героями, попросту персонажами: «Мне показалось, — ох, вы только, Михаил Степанович, не соблазнитесь моими словами, я очень вас прошу! — но мне обязательно нужно это высказать, — мне показалось, что Божий промысел похож на плохую пьесу, на водевиль, который играли раньше на провинциальных сценах: там вот так же все эти переодевания, недоразумения, бесконечные совпадения разных случайных обстоятельств». Именно с водевилем и другими низкими жанрами (детективы, ужасы) активно экспериментирует Байтов в своих рассказах.
«Ангел-вор» — это скорее не литература о церкви, но церковь о литературе.
Удивительно, но крайне сложно разглядеть в сборнике, усеянном религиозными терминами, образ если не самого Бога, то хотя бы веры в него. Байтов, шифруя образы божественные историями небожественными, опять уравнивает искусство и религию, но на этот раз в целях. Здесь на ум приходят слова писателя Джулиана Барнса, писателя тоже светского, впрочем написавшего о путешествии Ноя целую книгу: «Фабуляция умеряет нашу панику и боль — мы и называем это историей».
Полина Рыжова
Коментарі
Останні події
- 25.04.2024|12:38Казковий детектив
- 25.04.2024|11:00У "Віхолі" побачила світ книжка Катерини Липи "Історія архітектурних стилів, великих і не дуже"
- 24.04.2024|16:50У Києві стартує фестиваль "Книжкова країна"
- 24.04.2024|11:49Олена Чернінька презентує книжку "Лемберґ: мамцю, ну не плач" у Червонограді та Луцьку
- 24.04.2024|10:47"Лабораторія" влаштовує гаражний розпродаж!
- 24.04.2024|09:57Видавництво Анетти Антоненко перевидасть «Пасажира» Патріка Сенекаля
- 23.04.2024|19:34Лауреаткою премії Drahomán Prize-2023 стала Катажина Котинська
- 23.04.2024|14:56Open call на участь у благодійній виставці “1000 ШЕДЕВРІВ, ЗНЯТИХ НА СМАРТФОН”
- 23.04.2024|10:59У Києві презентують роман Галини Лицур-Щадей «Вдома чекає Марко»
- 23.04.2024|09:20Стартував передпродаж на роман Артема Чеха «Пісня відкритого шляху»