Re: цензії

09.01.2025|Богдан Смоляк
Подвижництво, задокументоване серцем
07.01.2025|Тетяна Качак, м. Івано-Франківськ
Володимир Полєк – жива енциклопедія
03.01.2025|Віктор Вербич
Обітниця Олександра Ковча: «Любити, вірити, чекати»
02.01.2025|Галина Максимів, письменниця
Про вибір ким бути: ножицями чи папером
31.12.2024|Михайло Жайворон
Між рядками незвіданих тиш
31.12.2024|Галина Максимів, письменниця
Подорож, яка змінила світ на краще
30.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Femina est…
30.12.2024|Віктор Вербич
Коли любов триваліша за життя
30.12.2024|Петро Білоус, доктор філології, професор
«Небо єднати з полем...»
18.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Нотатки мемуарного жанру

Літературний дайджест

01.10.2009|07:29|Полит.Ру

Георгий Лямин: мы пережили «дно» и сэкономили более 240 млн. рублей

Интервью с Георгием Ляминым, генеральным директором компании «Топ-Книга» в рамках второй части проекта «Полит.ру», посвященного книжному рынку – «Книжный рынок: осень 2009».

Как изменился книжный рынок за последние полгода?

Однозначно ответить на этот вопрос довольно сложно: отечественный рынок территориально растянут почти на 12 тысяч километров, а недостаточно развитая транспортная инфраструктура привела к заметным различиям в экономическом потенциале регионов, соответственно, покупательной способности их населения.

В целом, по сравнению с прошлым годом падение продаж на книжном рынке в регионах достигло 20% в рублях. Это довольно существенно: еще осенью 2008 года эксперты рынка были уверены, что глубина падения не превысит чуть более 10%.

В региональном аспекте положение таково: есть регионы, в которые кризис пришел немного позже, чем в другие, и они только сейчас находятся в самой глубокой его точке. Прежде всего, Юг и Дальний Восток. Другие регионы, например, индустриальные районы Урала и Западной Сибири, столкнувшиеся с кризисом раньше других, уже начинают понемногу восстанавливаться.

В Центре и особенно в Москве ситуация иная. Падение рынка, и по данным московских компаний, и по нашим наблюдениям, там куда меньше, а по некоторым крупным московским магазинам есть даже незначительный рост продаж в сравнении с прошлым годом. То минимальное падение в среднем по Москве, которое мы сейчас наблюдаем, возникло только в мае-июне, в первом же квартале падения на московском книжном рынке не отмечалось.

В целом, кризис прокатился уже по всей России, часть регионов только сейчас проходит через его наиболее глубокую фазу, часть же регионов начинает понемногу восстанавливаться. В наименьшей степени трудности в экономике отразились на двух столицах (уровень доходов и доля книг в потребительской корзине там существенно выше региональных показателей) и, как ни странно, в малых городах с населением менее 50 тыс. человек. Сильнее же всего кризис ударил по региональным промышленным центрам.

Можно ли сказать, что "дно" кризиса преодолено?

Что касается рынка в целом, его динамика, к сожалению, пока не отличается стабильностью, и даже высокопоставленные представители Правительства и администрации Президента дают разные оценки. Поэтому опять-таки руководствуюсь состоянием дел в компании "Топ-Книга". Самым сложным для нас оказался май нынешнего года, когда мы зафиксировали падение почти на 30%. Нельзя сказать, что мы не ожидали снижения оборота — второй квартал традиционно отличается падением покупательского спроса. Теперь уже можно говорить: да, это было действительно "дно". Потому что далее, и в июне, и в июле, и вот уже на протяжении последующих двух месяцев коммерческая прибыль компании стала пусть понемногу, но стабильно расти.

Отчасти это было вполне ожидаемо, ведь осень для книжной отрасли — самый активный сезон как для издательств, именно на осень планирующих выпуск главных бестселлеров, так и для книготорговцев, поскольку это конец сезона отпусков и наступление школьного сезона. К счастью, наступивший кризис не вызвал заметного падения спроса на учебники, во всяком случае, оно оказалось минимальным. Тем самым, как и прежде, осень в книжной отрасли год кормит.

Итак, в целом: снижение продаж в сравнении с прошлым годом остановлено нами на уровне 10 – 25%, по разным каналам. Теперь уже можно с уверенностью констатировать: школьный сезон состоялся – рост выручки за август к июлю нынешнего года зафиксирован на уровне прошлого года, а именно: 150 % для магазинов и 300% - по книжно-канцелярскому формату "Литера".

Вновь стал положительным ежемесячно отслеживаемый баланс «открытия-закрытия торговых объектов», с приростом на уровне 5-10 магазинов в месяц. Общее количество магазинов в компании стабилизировалось в пределах 550 объектов.

Знаете ли Вы примеры, кому из игроков пришлось уйти с рынка?

Наша отрасль не слишком большая, поэтому все подобные случаи широко известны. Первой ласточкой, если можно так выразиться, стала сеть "Букбери". Насколько мне известно, 24 сентября нынешнего года Московский арбитражный суд признал ООО "Букбери" банкротом.

Но есть и более мягкие варианты ухода с рынка – это слияния и поглощения. Так, недавно стало известно, что книготорговая компания "Новый книжный – Буквоед", принадлежащая издательству ЭКСМО, договорилась о покупке 100% акций книготорговой сети "Библиосфера". Объявлено, что в течение полугода магазины сети обретут новую марку - "Читай-город".

Перешли ли уже издательства и книжные магазины от стратегии сокращения расходов, от "замирания" на период кризиса к активной политике?

Трудно об этом судить, поскольку никто из экспертов пока не сказал с уверенностью, что кризис завершается и второй его волны ожидать уже не следует. Что касается «Топ-Книги», то в рамках реализации своей антикризисной программы за последние три месяца только на содержании помещений и персонале компания добилась заметного сокращения затрат – более 240 млн. рублей. Надо сказать, что этот антикризисный инструмент активно применяют и наши зарубежные коллеги - в частности, одна из крупнейших книготорговых сетей Германии, Weltbild, в нынешнем году была вынуждена расстаться с каждым пятым своим сотрудником.

Что дальше - посмотрим. Во всяком случае, в нашей компании, как я уже сказал, дальнейшего массового сокращения ни персонала, ни торговых площадей пока не планируется.

Какая литература пользовалась особым спросом в последние полгода и сейчас?

И в кризисное время лидерство в спросе продолжают сохранять за собой художественная и детская литература. В первой группе наибольшим интересом пользуются отечественные детективы и фантастика, во второй - раскраски и развивающая книга. Если же судить о формирующихся трендах, то хорошие темпы прироста в последнее время демонстрируют графические романы. Правда, сам этот жанр сравнительно молод, он получил развитие лишь в середине прошлого года, поэтому о стабильности и устойчивости читательского интереса к нему судить пока рано.

Если вести речь о познавательной литературе, здесь наблюдается особый интерес к книгам о природе и, что примечательно, изданиям по популярной психологии. Примечательно, что еще в самом начале кризиса эксперты издательского рынка прогнозировали рост общественного внимания к теме психология, тем самым они, что называется, попали в точку.

Среди наиболее пострадавших от кризиса жанров, прежде всего, научная и специальная книга, а также издания по философии и политике.

Причины подобных изменений очевидны и заключаются в так называемой новой антикризисной стратегии людей: гораздо больше времени, чем раньше, стало уделяться «себе любимому» - отвлечению от серой повседневности, оздоровлению, формированию духовного иммунитета. И гораздо меньше – профессиональному развитию, поскольку шансы карьерного роста сегодня у большинства минимальны.

Не произошло ли затоваривания складов определенным видом литературы?

Очевидно, что самый эффективный склад для розницы — это склад с нулевыми остатками. Поэтому понятна озабоченность тех экспертов рынка, которые говорят, что склады у многих участников рынка продолжают затовариваться. Не могу сказать, что это относится и к компании «Топ-Книга». У нас этого не происходит, скорее, наоборот, начиная с середины прошлого года, складские остатки неуклонно снижаются. Каким образом мы этого добиваемся? Прежде всего, текущее пополнение складов ведется преимущественно по быстро оборачивающимся, так называемым «бестовым», позициям. Далее, компания приступила к активному применению «кросс-докинг», эффективного инструмента снижения складского остатка, когда приемка и отправка товара осуществляются напрямую внутри склада без его размещения в зоне хранения. Это снижает затраты и ускоряет доставку товара до торговых объектов. В ближайшей перспективе планируем перевести на новую технологию каждую пятую поставку.

Как пережили кризис, где в итоге оказались люди из книжного бизнеса (авторы, полиграфисты, переводчики, редакторы, корректоры и пр.) или они вернулись на свои места?

Ничего определенного не смогу сказать по этому поводу, все протекает сугубо индивидуально, каждый выбирает собственную стратегию дальнейшего трудоустройства. Насколько мне известно, массового набора персонала никто из участников книжного рынка пока не ведет, но отдельные случаи приема новых сотрудников, в т.ч. и нашей компанией, уже имеют место.

Согласны ли Вы с мнением, что для выживания небольшим издательствам придется войти в состав крупных? Или и у небольших издательств тоже есть шанс?

Это не совсем так. Во всяком случае, зарубежный опыт показывает, все зависит от стратегии, мотивации, креатива, настойчивости, да бог знает еще каких качеств самих издателей. Продать себя или войти в состав больших всегда легче, хотя и здесь существуют некоторые тонкости. А вот сохранить свою независимость, индивидуальность и привлекательность, от чего рынок, как известно, только выигрывает, намного сложнее. Мне кажется, главное, чего не хватает небольшим отечественным издателям - это решения старой как мир проблемы «даю-получаю». Что я имею в виду? С древнейших времен люди, занимающиеся тем, что сегодня называют бизнесом, следовали основополагающему принципу «Do ut des» - «Даю, чтобы ты дал». Он универсален, касается и больших, и маленьких: хочешь иметь надежный доход, входи в большое дело, вноси свою долю. К примеру, на многих развитых книжных рынках небольшие издатели уже давно пришли к идее объединения. Например, некоторые итальянские издатели еще в конце 90-х годов начали создавать объединения по сбыту на основе единой фактуры. Немного позднее швейцарцы и немцы пошли еще дальше – объединились, и, помимо сбыта, придумали единый логотип и лозунг «Результативность и обязательства», сформировали единый маркетинг - дважды в год, весной и осенью, издают свой каталог, рекламные проспекты под единым логотипом и т.д., организовали координационный центр по планированию и продвижению ассортимента. Все это работает, но каждый из участников объединения в качестве первоначального взноса заплатил 2 600 евро и ежемесячно вносит в общее дело еще по 200 евро.

Небольшие отечественные издатели еще только экспериментируют на этом поле. Хотелось бы надеяться, что полученные результаты подвигнут их на дальнейшие шаги - в любом случае таким шансом неплохо бы воспользоваться. Убежден, без подобных конструкций дальше развиваться слишком трудно. Современный рынок нуждается в широком разнообразии, а его привносят небольшие издатели. Исчезновение таких игроков с книжного рынка болезненно отразится в первую очередь на покупателях.

Но для больших книготорговцев слишком затратно, экономически невыгодно, работать с каждым из них в отдельности. Поверьте, мы одинаково с большим уважением относимся ко всему издательскому сообществу, но умеем считать свои расходы, а потому не хотим терять деньги - ни свои, ни своих поставщиков. Поэтому мое предложение, даже просьба небольшим издателям - объединяйтесь и давайте эффективно сотрудничать.

Согласны ли Вы с мнением замруководителя Роспечати Владимира Григорьева, который назвал ситуацию на электронном рынке художественной литературы "пиратской вакханалией"?

Это действительно так, но мне кажется, все-таки в большей степени от него страдает не художественная, а научная и специальная литература. Хотя бы потому, что е-версий там все-таки больше. Правда, в целом, по оценкам экспертов, общее число изданий в е-версиях на отечественном рынке не превышает двадцати тысяч.

К сожалению, феномен пиратства еще многими воспринимается как нечто из ряда детских шалостей. А он уже далеко не таков, как казалось до сих пор. Заглянем хотя бы в последний выпуск Special 301 (http://www.iipa.com/rbc/2009/2009SPEC301PRESSRELEASE.pdf), отчета, ежегодно публикуемого альянсом крупнейших объединений владельцев авторских прав США (International Intellectual Property Alliance – IIPA), или вспомним, что сейчас существует официально зарегистрированная пиратская партия, которой даже удалось провести пару своих депутатов в Европейский парламент. Наконец, во Франции попытки принять по инициативе Президента страны антипиратского закона “Hadopi”пока так и не увенчались успехом. Я воспринимаю это как сигналы одобрения е-пиратства некоторыми слоями общественности. И это в относительно законопослушных Европе и Америке.

Поэтому мне представляется, что пиратство сегодня – это своеобразная форма социального протеста молодых, оно интернационально и в чем-то схоже с другими стихийными протестами, хотя пока не столь очевидно. Во всяком случае, я не вижу его особого отличия от, скажем, бурлящего мая в Париже 68-го года: тогда стремились к свободе в отношениях между полами, сегодня – к свободному пользованию контентом в сети.

У нас же с этим феноменом немного сложнее. Я, насколько позволяет время, посещаю разные Интернет-форумы и часто сталкиваюсь с гордыми заявлениями некоторых участников о том, что вместо покупки они «просто качают книги из сети». Авторы вовсе не задумываются, что это, по сути дела, обычное воровство. Наверное, еще менталитет такой…

Я сейчас говорю не о ресурсах, выставленных для свободного использования. Их, по мнению Криса Андерсона, автора теории «длинного хвоста», должно быть на порядок больше, чем сейчас, и это, по его убеждению, в интересах самих продавцов контента. Так что и сидящим в противоположном окопе есть над чем подумать.

В заключение хотел бы сказать, что проблему пиратства усилиями одних правоохранительных органов, как к тому призывают некоторые коллеги, не решить. Нужны еще более активные и скоординированные действия законодательной и исполнительной ветвей власти, нужны широкие и активные дискуссии с участием творческой интеллигенции и самих правообладателей. Необходимо, наконец, как показывает опыт зарубежных коллег, добиваться консенсуса и с теми, кто обеспечивает и поддерживает инфраструктуру Интернета.

Фото: www.kommersant.ru



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

10.01.2025|07:49
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Візитівка»
09.01.2025|07:59
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Обрії»
08.01.2025|08:18
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Минувшина»
07.01.2025|08:20
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Хрестоматія»
06.01.2025|23:16
«Колір граната» повертається у кіно до Дня народження генія Параджанова
06.01.2025|23:13
У «Видавництві 21» вийшла друком нова благодійна книжка письменника Андрія Мероника
06.01.2025|07:40
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Дитяче свято»
03.01.2025|17:58
14 січня Олег Скрипка зіграє Різдвяний концерт у Львові в межах туру “Щедрик”
31.12.2024|09:21
Надія Мориквас: Якби не війна, я б написала про митця психологічний роман
30.12.2024|13:38
«Літературний Чернігів»: КРІЗЬ ПРИЗМУ ЧАСУ


Партнери