Re: цензії

18.11.2025|Ігор Чорний
У мерехтінні зірки Алатир
17.11.2025|Ігор Зіньчук
Темні закутки минулого
Лірика поліської мавки
08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Світлойменність
05.11.2025|Віктор Вербич
Коли життя і як пейзаж, і як смерть
Галичани та духи мертвих: історія одного порозуміння
04.11.2025|Надія Гаврилюк
“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Іспит на справжність
02.11.2025|Богдан Смоляк
Захисник Істин
31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, Швейцарія
Як змосковлювали ментальність українців

Літературний дайджест

23.11.2016|10:10|Папмамбук

Не стоит кричать на… собак!

С некоторых пор «народ» то и дело требует книг про «счастливую семью». В какой аудитории ни окажешься, непременно найдется кто-то, страшно обеспокоенный «морально-нравственным обликом детской литературы», в частности, отсутствием положительных примеров семейного жизнеустройства.

Мол, откуда дети узнают, какой должна быть хорошая, правильная семья, если не описывать ее в книжках? Вопрос этот кажется более чем странным: действительно, откуда еще дети могут узнать, что такое «хорошая семья»? Но спорить с теми, кто задает подобные вопросы, не имеет смысла, мне кажется. И все же как хорошо, что у нас только что вышла еще одна новая книжка про счастливую семью – книжка-картинка Боба Грэма «Как воспитывать собаку».

Герои здесь те же, что и в другой книге Грэма под названием «Хочу собаку!»: мама, папа и девочка Кейт, а также две их собаки – большая старая Роза и маленький подвижный (если не сказать «гиперактивный») щенок Тобби.

Мама, папа и девочка Кейт могли бы служить иллюстрацией к определению «счастливая семья». Практически на всех картинках они присутствуют втроем (или впятером, если считать собак). Все трое удивительно похожи друг на друга и внешне, и своей пластикой, причем словами ««теплые», «мягкие», «дружелюбные» можно описать не только самих персонажей, но и способ их художественного изображения. Иными словами, все трое – очень симпатичные. И очень часто художник изображает их как единую группу, объединенную общей эмоцией, общим переживанием. Об этом говорят и лица, и позы, и жесты мамы, папы и Кейт.

На картинках семья часто изображается собравшейся вокруг общего «центра» ‒ маленького щенка Тобби. Тобби, конечно, не просто щенок. Ему отведена роль самого младшего члена семьи. И любовь к нему – еще одно чувство, объединяющее эту и без того дружную семью.

Иллюстрация Боба Грэма к книге «Как воспитывать собаку»

Тобби – «живчик, веселый, жизнерадостный». То есть такой, каким, по мнению папы, мамы и Кейт, и должен быть маленький щенок. Но в некоторых обстоятельствах жизнерадостность и энергичность Тобби называются по-другому: «Этот сорванец никого не слушал». В некоторых обстоятельствах – «на людях» – за него становится стыдно. И в голову маме, папе и Кейт приходит одна и та же мысль: Тобби должен научиться понимать слово «нельзя». Он нуждается в том, чтобы его дрессировали.

И вот в доме появляется дрессировщик – «твердая рука», которая должна компенсировать «доброту и мягкость хозяев, не способных обидеть и кузнечика».

Дрессировщик приступает к занятиям со щенком – и тут вдруг выясняется, что это драматичный, практически непереносимый опыт для всех членов семьи. Ни один из них не способен «понимать команды». Дрессировщик командует: «Выше голову, грудь вперед!» – и все члены семьи понимают, что они так не умеют. Это какая-то чужеродная для них телесная пластика. Дрессировщик командует: «Ко мне!» – и мама пугается и решает, что это команда адресована ей. И конечно, ни у кого из них не хватает духу затянуть ошейник-удавку «резким движением», как требует дрессировщик.

1 Иллюстрация Боба Грэма к книге «Как воспитывать собаку»

То есть ни мама, ни папа, ни Кейт не способны… дрессироваться.

Точнее, им всем абсолютно претят любые формы насилия над одним из них, которые так четко и профессионально предлагает использовать дрессировщик.

Общее чувство воплощается в словах Кейт: «Тобби не нравится, когда на него кричат».

В тексте нигде не сказано, что дрессировщик кричал. Дрессировщик «командовал». И угрожал ошейником-удавкой. Но, видимо, сами эти «команды» – настолько стилистически чуждый членам семьи язык, что воспринимаются как нечто оглушающее.

И вообще… С чего они вдруг решили, что щенка надо дрессировать? Стоит ли «приличное поведение» того, чтобы резко затягивать на шее щенка поводок-удавку? Разве они любят Тобби не за то, что он «живчик, веселый и жизнерадостный»? И разве с помощью этих качеств Тобби не проявляет свою любовь к ним?

И разве не открытость и доверие позволяют Тобби «подкупить» даже дрессировщика? Щенку совершенно не нравится поводок, и команды не нравятся, но он так рад видеть дрессировщика – если тот пришел «просто так»!

Если он пришел не как дрессировщик, а «по-человечески».

У истории про дрессировку Тобби самый счастливый из возможных концов – это триумф ненасилия. Это победа человеческих чувств и способности принимать и любить малыша (ребенка) таким, какой он есть, ‒ над «выверенными методиками» и поводком-удавкой.

«‒ Пожалуй, ты права, Кейт, – согласился дрессировщик. – Не стоит кричать на собак».

2 Иллюстрация Боба Грэма к книге «Как воспитывать собаку»

Марина Аромштам



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

17.11.2025|15:32
«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
17.11.2025|10:29
Для тих, хто живе словом
17.11.2025|10:25
У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
16.11.2025|10:55
У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
13.11.2025|11:20
Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
08.11.2025|16:51
«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
05.11.2025|18:42
«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"


Партнери