Re: цензії

11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наук
Привабливо, цікаво, пізнавально
08.12.2025|Василь Кузан
Крик відчаю
02.12.2025|Василь Кузан
Ні краплі лукавства
27.11.2025|Василь Кузан
Nobilis sapientia
27.11.2025|Віталій Огієнко
Розсекречені архіви
24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор
«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
23.11.2025|Ігор Зіньчук
Світло, як стиль життя
21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук
Світлотіні свободи
18.11.2025|Ігор Чорний
У мерехтінні зірки Алатир
17.11.2025|Ігор Зіньчук
Темні закутки минулого

Літературний дайджест

09.02.2016|10:59|Папмамбук

Кто зажигает фонари?

Существует особый разряд детей-читателей.

Если задать им вопрос: «Какие книги ты любишь читать?», они ответят без колебаний: «Про животных». И речь очень часто идет не об энциклопедиях и не о книгах, в которых приводится познавательная информация ‒ «как, сколько и почему» ‒ и рассказывается об особенностях того или иного вида животных. Речь идет именно о художественных произведениях, главные герои которых – животные. Для таких детей-читателей книги Аси Кравченко наверняка станут одними из самых любимых.

Почему для многих маленьких читателей изображение собаки (или кота) на обложке книги – один из веских аргументов эту книгу открыть? Дети обычно отвечают: «Ну, я вообще люблю животных». Или: «У меня дома собака есть». Точно так же, как среди общей массы людей всегда есть люди, которые говорят о себе: я люблю животных. Слово «любовь» тут мало что объясняет – у него слишком размытый смысл. Но эти люди наверняка держат дома животных. Не могут без них. И дело здесь, мне кажется, не в желании «сблизиться с природой». Животное – это в некотором роде проекция человека. (Особенно, животное, которое живет рядом с городским человеком, делит с ним «жилплощадь».) А отношения людей и животных в чем-то очень похожи на отношения взрослых и детей.

Кроме того, животные даже в реалистических художественных произведениях часто наделяются «внутренней речью». Они «думают словами», их поведение объясняется человеческими мотивами и человеческими переживаниями. Поэтому любая история о кошке или собаке, рассказанная от ее имени или с ее «места», неизбежно сдвигается в сторону сказки. Собака или кошка – изначально, до всякого повествования, уже сказочное существо – главный герой или волшебный помощник. И в то же время этот герой реален, чуть ли не «осязаем», в его существовании невозможно усомниться. То есть история о животных – эта такая правдивая сказка, но сдвигающая границы восприятия и меняющая привычный угол зрения на происходящее. То, чему ребенок-читатель верит безусловно.

Это не значит, что жанр истории о животных – легкий для автора. Животные, как говорится, чувствуют человека. Животное-персонаж требует глубокого понимания «предмета» и умелого обращения, как и животное в реальной жизни ‒ иначе оно не «выживет» в произведении.

Три собаки из повести Аси Кравченко «Куда бежишь?» – совершенно живые. И все их «поступки» описаны настоящим собачником: вот это собака может любить, вот это ее раздражает. Вот так она при случае может нарушить правила «общежития». И может убежать от любимых и любящих хозяев…

При этом главным нервом истории оказываются взаимоотношения главного героя, пса, с миром людей и с самим собой.

Золотистый ретривер Чижик убегает из дома примерно по тем же соображениям, по которым время от времени хочет сбежать из дома ребенок в близком к подростковому возрасту: «А просто достали уже!..» То есть, в общем-то, без каких бы то ни было серьезных оснований. Но ребенок об этом, как правило, только мечтает. Его побег часто исключительно «внутренний». А пес Чижик действительно убегает, теряется и какое-то время ведет бродячую жизнь в компании безродного ничейного пса по кличке Фонарщик. Фонарщик – фигура выдающаяся. Это такой «представитель Природы» с большой буквы, наделенный врожденной нравственностью, умением опекать слабых и беззащитных и способностью жертвовать собой ради других. А кроме этого – еще и «мистическими способностями». Фонарщик, к примеру, умеет зажигать фонари: садится вечером, смотрит на них – и они зажигаются! «Это ты зажег?» – спрашивает удивленный Чижик. «Тут есть кто-то еще, кто умеет зажигать фонари?» Такая железная детская логика.

1 Иллюстрации Татьяны Петровска к книге Аси Кравченко «Куда бежишь»

Чижик и Фонарщик вместе составляют «банду», что-то вроде дворовой компании. Фонарщик в ней ‒ «старшой», опытный заводила. Но при этом ответственный и «хозяйственный»: бывают такие мальчишки из многодетных и сложных семей, которые рано научаются сами себя обеспечивать и следят, насколько им это по силам, за благополучием младших братьев. Фонарщик приобщает Чижика к разным развлечениям, вроде «зажигания фонарей», и обучает хитростям выживания, в частности ‒ правильному обращению с разными обитателями городских джунглей. Вот, например, «Отравленная крыса» – персонаж харáктерный и описанный с юмором. Она бесстрашна, то есть совсем не боится собак, и для этого у нее есть веские основания, которые она методично предъявляет своим потенциальным обидчикам: «С утра здесь в очередной раз рассыпали крысиную отраву. Как знать, может, я ее съела. И тогда, съев меня, вы умрете в страшных мучениях». При этом крыса достаточно бескорыстна в своих советах по поводу того, где можно разжиться едой. Общение с котом у собак складывается уже не так безоблачно. Но настоящего драматизма отношения достигают тогда, когда к «банде» примыкает «искатель свободы» ‒ малюсенькая комнатная собачонка по имени Дуля. Дуля – не просто ребенок, он «малыш» и в прямом, и в переносном смысле. И ведет себя как малыш, и познавательные «эксперименты» ставит как малыш, совершенно не понимая реальных опасностей. Из-за Дули Фонарщика сбивает машина: так благородный бродяга спасает малыша.

Иллюстрация Татьяны Петровска к книге Аси Кравченко «Куда бежишь»

Но собачьи приключения Чижика – это не просто проба свободы на зуб и примерка к самостоятельной жизни. Это еще и школа взаимоотношений с людьми. Оказывается, не так-то просто понять человека. Это особое искусство. Довольно сложное.

В жизни Чижика плохих людей практически нет. Просто их поведение определяется не очень понятными псу мотивами. Но они все-таки чаще хорошие, чем плохие, – такая оптимистичная и поддерживающая ребенка в его отношениях с миром картина.

Пес в конце концов находит дорогу назад – пусть и не к городскому дому, а к дачному. Но там Чижика обнаруживает сторожиха, которая узнает его, кормит и звонит хозяевам. Все кончается замечательно: хозяева приезжают, и радости их нет предела: ведь они очень любят пса!

И пес как бы заново открывает для себя своих хозяев: маленькую Симку, папу. Мама тоже присутствует – незримо, по телефону, но присутствует. И пес «дает обещание» больше не убегать, никуда и никогда, и готов ехать с заново обретенными хозяевами куда угодно: «главное – вместе».

Иллюстрации Татьяны Петровска к книге Аси Кравченко «Куда бежишь»

Это в буквальном смысле возвращение блудного сына – домой, в семью. И к самому себе. Но с новыми внутренними качествами: «Тут по всей нашей дачной улице зажглись фонари. И стало совсем хорошо. Я понял, что Фонарщик – с нами. Не знаю, каким образом и где. Может, он научился быть невидимым. Не он точно был где-то тут. Как иначе он бы зажег фонари?»

Мысль о Фонарщике, ощущение, что он «с нами», – свидетельство неизгладимого опыта свободы, ставшего внутренним достоянием и позволяющим по-новому взглянуть на прежние реалии жизни. Выбор пса в пользу жизни в семье оказывается, как ни странно это звучит по отношению к собаке, «сознательным» и потому особенно ценным.

Это выбор лишен патетики и объясняется «собачьими», или, точнее, детскими словами. Но за ним стоит опыт переживаний и новый опыт любви.

Я тоже люблю читать истории о животных.

Марина Аромштам



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

11.12.2025|20:26
Книга року ВВС 2025 оголосила переможців
09.12.2025|14:38
Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
02.12.2025|10:33
Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
27.11.2025|14:32
«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
24.11.2025|14:50
Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
17.11.2025|15:32
«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
17.11.2025|10:29
Для тих, хто живе словом
17.11.2025|10:25
У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
16.11.2025|10:55
У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
13.11.2025|11:20
Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»


Партнери