
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
«Научить тебя летать, папа?..»
В современной детской литературе нередко встречается сюжет с появлением загадочного яйца, из которого вылупляется неожиданное существо.
Как правило, эти существа получают статус «приемных детей», но их внешний вид и повадки мало соответствуют родительским представлениям о жизни. В одной книге медведь усыновляет гусенка. В другой сыном птичьего «полка» становится вылупившийся из яйца крокодильчик. В третьей животные с фермы общими усилиями высиживают из огромного яйца пингвиненка. Начало этому сказочному инкубатору, видимо, положил доктор Сьюз, в сказке которого птичье яйцо высиживает слон (андерсеновского гадкого утенка я пропускаю, потому что эта история все же о другом). Похоже, высиживание яйца с неожиданными последствиями ‒ весьма актуальная метафора родительских усилий.
До недавнего времени сказочный инкубатор пополнялся исключительно за счет яиц заграничного (в основном западноевропейского) происхождения. Непохожесть детей и родителей, несовпадение реального образа малыша с общепринятым, проблема принятия, границы детской свободы и т.д. - все эти темы давно уже включены в западную воспитательную парадигму, имеющую четкий вектор на индивидуализацию ребенка.
И вдруг среди этой импортной «сельскохозяйственной продукции» обнаруживается яйцо отечественного производства, созданное усилиями Марины Москвиной и Леонида Тишкова. Высиживает его абсолютно «наш», русскоязычный крокодил – и это важный сигнал, говорящий что и мы готовы взглянуть на то, что вылупляется из яиц, с новых позиций.
Как и все книги о странных яйцах, эта в одинаковой мере задевает и детей, и родителей. Описана-то в ней семейная ситуация. А она всегда узнаваема: за счет одних деталей – детьми, за счет других деталей – взрослыми.
Итак, у ожидающего потомства крокодила появляется странный детеныш – птенец, то есть почти буквально «гадкий утенок». И ситуация вокруг него развивается «стандартным» образом: первая реакция – не принять. У Марины Москвиной она принимает самые острые, экстремистские формы: «Его нужно съесть. Ам! И нету». И крокодил почти соглашается это сделать. Картинка усиливает остроту ситуации: птенец сидит на ложечке, которую бабка-крокодилица подносит к морде отца-неудачника. Подпись под картинкой гласит: «Ложечку за бабушку!»
Но птенец неожиданно пищит «Пааа-па!», и это волшебное слово (вот она – сила слова!) тут же вышибает крокодила из колеи: крокодил «вдруг понял: не сможет он его съесть. Не сможет – и все. Ведь это был ЕГО птенец».
Тонкое наблюдение. Вообще-то у всех нас время от времени возникает желание съесть своего ребенка. Но чувство собственника перевешивает природную склонность к каннибализму. Вот чем отличается человек цивилизованный от представителя неиндустриальной культуры!
Но крокодил, в котором дух отцовства победил естественное желание избавиться от уродца, обречен на довольно тяжелое существование. Его преследуют сплетни и общественное осуждение. Он, однако, всего этого почти не замечает. Птенец – то, как он меняется, чему обучается, как себя ведет – поглощает его целиком. Крокодил вдруг предстает совершенно кротким, невероятно заботливым, хотя, возможно, чуть более тревожным родителем, чем надо. Но все это вызывает к нему глубочайшую симпатию.
И как-то вдруг выясняется, что «общественное суждение» и сплетни зеленых крокодилиц – какая-то маловажная вещь в сравнении с теми чувствами, которые он испытывает к своему птенцу. Ему совершенно неважно, что кто-то считает птенца «пигалицей» и «заморышем». Крокодил полностью принимает своего детеныша. Таким, какой тот есть. Без всяких родительских амбиций, без претензий увидеть «свое продолжение».
И получает в награду родительское счастье.
И дружбу с ребенком.
Но это еще не все.
Ребеночек-то вырос. Из птенца превратился в птицу. А птица умеет летать.
Это что-то за гранью не только возможного, но и мыслимого для крокодила.
И вдруг птенец говорит: «Научить тебя летать, папа?»
Крокодил радостно соглашается. Хотя автор сразу же ласково объясняет, что это желание продиктовано не страстью к полету, не стремлением преодолеть крокодилово естество, а… тревогой за ребеночка, нежеланием отдаляться, отчуждаться от него: «Тогда я смогу охранять тебя везде, даже в небе».
И не волшебная сила поднимает крокодила в воздух, а вполне рациональная «инженерная» мысль. Крокодил сооружает себе крылья на манер планерных и, подбадриваемый птенцом («Все хорошо, папа! Двигай, двигай лапами, как будто плывешь…), поднимается в воздух. И мы просто не можем не поверить, что это все правда. Так оно и было.
Тем более что каждый из нас многое отдал бы за это «все хорошо, только двигай лапами» в свой адрес из уст подросших сына или дочери.
Мы ведь с какого-то момента вполне готовы им довериться – чтобы и они нас чему-нибудь научили. Наши птенцы, которых мы в свое время хотели съесть.
Но это взгляд на книжку глазами взрослого.
А ребенок?
Для начала, его могут привлечь анималистические зарисовки. Возникает такое же чувство, как в зоопарке: вдруг обнаруживаешь, что животные в своих повадках чем-то напоминают людей. Это забавно. Но это – внешнее впечатление.
С точки зрения внутреннего узнавания, почти каждому ребенку хорошо известны состояния, когда родитель желает избавиться от него (пусть в глубине души).
И как же радостно думать, что это желание преодолимо! Что родитель может стать таким вот «нежным, заботливым крокодилом». И какая прекрасная перспектива – в один прекрасный день оказаться способным чему-то научить своего отца: оказывается, можно вместе летать!
Жизнь полна неожиданностей. И оптимизма.
А еще книжка про крокодила и его чудаковатого детеныша полна замечательных дизайнерских находок.
С одной стороны – полноценный текст.
С другой стороны, картинки – крупные, на целую страницу, и картинки на манер комиксов, такие «рассказы в рассказе». Они вводят новые детали и создают новые смысловые оттенки или подробно «разрабатывают» какую-нибудь ситуацию – например, процесс вылупления из яйца маленьких «нормальных» крокодильчиков и воспитание птенца.
То есть эта книга не только для чтения, но и для рассматривания. Не только для совместного чтения вслух, но и для самостоятельного чтения.
Книжка с довольно широким адресом.
Замечательная.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025