
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Горошек и дылда: что может их примирить?
«Папа говорит, что у каждого человека есть внутренний рост.
Я понимаю, как растут цветок или огурец – их нужно поливать.
А что нужно делать для этого роста, который внутри, я не понимаю. Гулять под дождем? Петь песни? Есть какую-нибудь полезную гадость?
Может, внутри меня растет невидимый и удивительно прекрасный огурец?
Это было бы здорово, я люблю огурцы!
А я еще я люблю рассказывать разные истории.
Наверное, мой внутренний огурец от этих историй – растет…»
Этот монолог – своеобразная «визитная» карточка героини книги Марии Бершадской «Большая маленькая девочка».
Девочка Женя чем-то напоминает Пеппи Длинныйчулок: та была необыкновенно сильной и очень любила истории (слушать и придумывать).
А Женя – такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички. И истории она тоже любит рассказывать. «Выдающийся» рост несет на себе оттенок сказочности: родился обычный ребенок, но рос почему-то очень быстро. Как какой-нибудь сказочный князь Гвидон: «Мне рассказывали, что за ночь я ТАК вырастала, что кофточка с длинными рукавами, в которой меня укладывали спать, к утру оказывалась на мне крошечной маечкой».
Однако эта отличительная «волшебная» особенность несет на себе отпечаток родительского мифотворчества, касающегося истории взросления любого ребенка. Дети обожают слушать родительские рассказы о своем раннем детстве, и родительские рассказы часто похожи на истории о князе Гвидоне или, наоборот, о каком-нибудь крошечном Люпунюшке.
Тут довольно тонко подмечено двойственное самоощущение ребенка: он не прочь примерить на себя ту или иную сказочную роль. Но при этом остается «обыкновенным» ребенком, живым, существующим «здесь и теперь», с совершенно реальными переживаниями.
Поэтому высокий рост девочки отличает ее от остальных – и все-таки вписывается в действительность. Ну да, она ростом с высокого баскетболиста. Но баскетболисты – реальные люди, так ведь? И то, что девчонку такого роста при случае обзывают дылдой, тоже очень даже реалистично. Встречаются в нашей жизни дылды. А встречаются и такие мелкие, что иначе как горохом их не назовешь. Важно, как дылда и горох между собой сумеют договориться, как сумеют друг друга понять. Ведь они вроде бы смотрят на мир с «разных точек зрения»? Такое противоречие и лежит в основе сюжета первой книги Марии Бершадской из серии «Большая маленькая девочка». Оказывается, между очень высоким и очень маленьким есть принципиальное родство – ощущение некоторого отклонения от среднестатистического норматива и, как следствие, чуть большая уязвимость и душевная тонкость. Чуть сдвинутое восприятие реальности, делающее героев интересными.
Большая маленькая девочка недаром в самом начале сообщает о себе: «Я очень люблю рассказывать разные истории» (как Пеппи). Только в отличие от полусказочной Пеппи, в историях которой явь перемешена с фантастическим, истории Жени абсолютно правдивы. И это не просто «правда», а довольно сложная и интересная рефлексия по поводу происходящего.
Женя в своих историях описывает не только события, но и переживания – подробно, отмечая сдвиги в настроении, объясняя их. Такая умная, «словесная» девочка. Внутренне наполненная.
И еще она умеет всякие штучки придумывать. Придумала, например, «находчивое дерево»: на него можно вешать что угодно, любые попадающиеся на глаза вещи. (Это можно воспринимать как приглашение к совместной игре, спрятанное в книге.)
При всем том Женя (несмотря на свой рост) все-таки именно девочка, семилетняя.
От лица ребенка писать трудно – трудно удержаться в рамках детской «оптики», не навязать своему герою недетских обобщений, недетских впечатлений и взрослой иронии. Но здесь взрослый (писатель) нигде из-за плеча своей героини не вылезает.
Голос девочки совершенно правдоподобный, без намека на ложную интонацию. Язык книги – простой, энергичный, современный – и при этом безукоризненный с литературной точки зрения.
Поэтому читатель-ребенок, скорее всего, поверит рассказчику-девочке и отнесется с интересом и пониманием к тому, что с ней происходит.
И вроде бы не происходит с ней ничего особенного. Какие-то «бытовые» конфликты.
Но стоит навести на них увеличительное стекло для внимательного рассмотрения – и сразу выясняется, что бытовая ситуация для ребенка почти всегда исполнена драматизма. И драматизм этот по степени напряжения и содержательности мало чем отличается от того, что испытывают взрослые. То есть все очень серьезно. Такие «большие маленькие переживания».
И вся эта исполненная драматизма детская реальность, увиденная с помощью писательского «увеличительного стекла», остроумно поддержана иллюстрациями, слегка похожими на отражения в кривых зеркалах. Вгляд художника оставляет место для юмора – и это как-то правильно смягчает напряженный рассказ.
Мне кажется, в нашей литературе появилась симпатичная новая героиня, за жизнью которой с удовольствием будут следить научившиеся читать дети. А кто-то, кому еще только шесть или семь, с удовольствием послушает эту историю в исполнении взрослого.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025