
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Составление города
В издательстве «НЛО» вышла книга «Милош и Бродский: магнитное поле» Ирены Грудзинской-Гросс.
Томас Венцлова, написавший в предисловии, что эта книга польской исследовательницы, проживающей в США, напоминает Плутарха, прав: это двойная биография двух поэтов, Бродского и Милоша, в жизни которых было много общего.
Классическая литературоведческая биография с обильным цитированием подведомственных авторов (интервью и стихи), основанная на анализе жизненных фактов (творчество вторично). Нормальный такой сравнительно-биографический метод. Классика.
Диссидентство (политическое и эстетическое). Эмиграция в Штаты и жизнь на чужбине. Нобелевская премия. Тесный круг «профессиональных дружб». Отношения с предшественниками и родственниками. Последнее, впрочем, относится к примерам разницы в подходах: Бродский, выросший в условиях советского агитпропа, был как бы лишён исторической правды и предков.
Именно оттого и считая себя продолжателем поэтов, перечисленных им в Нобелевской речи (Цветаева, Оден, Ахматова, Фрост, Мандельштам), поскольку его родители предпочитали молчать о своих реальных предшественниках.
Иное дело Милош, укорененный в родной истории и в родном языке, помогавший с переводами собственных опусов на английский, но не пытавшийся на нём писать что-то оригинальное. В отличие от Бродского.
Другой точкой расхождения двух поэтов Грудзинская-Гросс называет символический потенциал их смертей: погружение тела Милоша в родную землю и двойные похороны Бродского в Нью-Йорке и в Венеции, обставленные как уход подлинного космополита.
Другие важные точки, вокруг которых Грудзинская-Гросс организует свою немного старомодную книгу, это «дружба и молодость», «дружба и поэзия», а так же «женщины и музы». Три последних главы посвящены «общественно-политическим вопросам» творчества Милоша и Бродского, а так же их жизни в Америке.
Отдельная глава рассказывает об отношении Бродского к Польше и «польскому вопросу», что вполне естественно в контексте коренных интересов исследовательницы. Которая, разумеется, больше понимает в Чеслове Милоше, чем в Иосифе Бродском. Это видно и по подаче материала и по расставленным в книге акцентам.
Весьма, впрочем, ненавязчивым.
Впрочем, есть и существенные. Скажем, «ангельскому хору», как называла четвёрку своих младших собратьев Анна Ахматова (Бродский, Рейн, Бобышев, Найман), Ирена Грудзинская-Гросс противопоставляет гораздо более эффектный и выигрышный квартет нобелевских лауреатов – Чеслова Милоша, Иосифа Бродского, Дерека Уолкотта и недавно умершего Шеймаса Хини. Им она отчётливо симпатизирует, во-первых, из-за громкого статуса, во-вторых, все они, так или иначе, связаны с английским языком более успешной и могущественной Империи.
Субъективность возникает если начинаешь присматриваться к формулировкам. Так, основными мотивами лирики Бродского Ирена называет « изгнание и одиночество, братство поэтов, ужас империи », а стиль его характеризует как « нетерпеливую погоню за постоянно ускользающим смыслом. У него поэтический ход мышления, повествование всегда непредсказуемо… »
Этот интеллектуальный наскок она называет ещё и «болезнью спешки»: « В 1994 году в Швеции на приёме у кардиолога Бродский признался, что чувствует себя как раненный зверь, который просто пытается выжить. Он ждал смерти в любую минуту; выходя из гостиницы, всегда приводил в порядок бумаги. Психолог, беседовавший с ним тогда, назвал это «болезнью спешки ».
И тут же Грудзинская-Гросс характеризует манеру Милоша: « Ведь Милош, хотя и проводил в трудах все свои дни, говорил как человек, у которого есть время. Бродский же со временем сражался. Ему не помогала ни религия, ни история… »
Но нам-то, разумеется, интереснее про «нашего». Именно поэтому, кстати, «Магнитное поле» интересно сравнить с другой недавней биографией Иосифа Бродского, написанного Львом Лосевым.
Два филолога прочитали и раскрыли жизнь последнего Великого Поэта совершенно по-разному. Как если речь идёт о двух разных людях.
И дело здесь не столько в «польском уклоне» книги Ирены Грудзинской-Гросс, сколько в универсальности биографии, причём не только самого выдающегося гения, но и самого заурядного графомана, из которой каждый извлекает собственные отражения.
Дмитрий Бавильский
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025