
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
С другого берега
Конфликт рифмы и верлибра в новом сборнике Василя Махно.
В тернопольском издательстве «Крок» вышел новый сборник Василя Махно «Я хочу бути джазом і рок-н-ролом. Вибрані вірші про Тернопіль і Нью-Йорк». О том, почему и как в эмиграции поэт вспоминает родину, задумалась ИННА БУЛКИНА.
Тернополь — первый город в жизни Василя Махно, но волею судьбы он уже много лет живет в Нью-Йорке, и именно название его новой книги отражает эту географическую интригу. Нью-Йорк у этого поэта традиционно связан с джазовыми ритмами, здесь нет неожиданности, как нет ничего нового и в его попытках определиться между украинской традицией рифмованного стиха и верлибром, свойственным западному поэтическому модерну. В давнем сборнике с похожим «географическим» названием — «38 стихотворений о Нью-Йорке» Махно писал ровно о том же: украинский поэт обречен на рифму, но точно так же он вынужден тащить за собою «ношу искривленной истории и болезнь с подозрением на алкоголизм». Рифма, надо думать, тоже находится в этом «нездоровом» ряду. И автор, кажется, постоянно для себя решает, как стать американским поэтом, одновременно оставаясь и украинским, и как стать своим в Нью-Йорке, не утратив того, что в родной традиции упорно называют «корнями» и «почвой».
Моментами Махно, как и положено украинскому поэту, «сбивается на рифму», но есть в этом какая-то заданность: мол, все это нездоровый комплекс, а я так хочу выбраться из этой обреченной провинции, где «вечно ищут смысл жизни и провизию, где все сходит с рук, где бледные поэтессы спиваются». Махно одержим темой «украинского Нью-Йорка», которого, по правде говоря, нет, но он настойчиво создает свою литературную утопию, и, наверное, поэтому так часто поминает знакомые имена и населяет свои стихи культовыми персонажами, рифмуя Бойчука с Рубчаком. Зато Тернополь в его поэтическом мире — это место, куда неизменно возвращается Орфей, иными словами — ад. Хотя там и «зарыто сердце».
Предваряет сборник большое интервью о городском и поэтическом опыте, где Василь Махно говорит о «голоде слов», о разнице между прозой и поэзией, о собственной «книжности» и о том, как городской пейзаж определяет поэтическую метафизику. Честно говоря, и в этих суждениях он не особо оригинален, по сути, повторяет то, что мы и так про него знали. В стихах он чуть более афористичен, но столь же предсказуем. Он всякий раз «отрабатывает» свой географический сюжет, гладко и ровно, без потерь в качестве, не убавив, но и не прибавив.
В принципе, если говорить о поэтической харизме и литературной репутации, у Василя Махно очевидный дефицит первого, но все относительно благополучно со вторым. У него есть свой круг читателей, он принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «статусными», но, похоже, «статус» ему все-таки обеспечила эмиграция в Америку.
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025