
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
За триста лет до молчания ягнят
Роберт Маккамон. Мистер Слотер. М.: АСТ, 2011
Роберт Маккамон привлекает. Как можно не полюбить писателя, ушедшего на пике популярности. Как не полюбить писателя, который мог клепать стивенкинговские ужастики, гарантированно становящиеся бестселлерами, но вместо этого выбрал работу в совершенно иных жанрах.
Маккамон, после второго пришествия, пошел не только по иной жанровой дорожке. В восьмидесятые Роберт не создал ни одного цикла. Зато в двадцать первом веке разродился серией повестей и рассказов " The Hunter from the Woods " об оборотне с русскими корнями Майкле Галлатине, и конечно романами о Матью Корбетте, снискавшими любовь тысяч читателей по всему миру.
Каким должен быть хороший детектив? Первое и главное - необходимым и достаточным по объему. Экспозиция - завязка - преступления - расследование - разгадка - развязка. Не больше, но и не меньше. Чтобы увлечь читателя, но и не растягивать повествование, иначе не получится держать в постоянном напряжении. Этот рецепт знали все классики детектива: и Конан Дойль, и Агата Кристи, и Чейз. В их богатом наследии вы не найдете толстых романов за пять сотен страниц.
В первых детективах Маккамона с главным правилом большие проблемы. "Голос ночной птицы" и "Королева Бедлама" сильно растянуты, наполнены такой водянистой водой. Конечно автору хотелось дать хорошую историческую картинку - городок фронтира и Нью-Йорк начала 18 века - но из-за этого теряется динамика, интрига. Такие писатели как Артуро Перес-Реверте, давно и прочно подвязавшийся на ниве исторического детектива, выходят из подобной дилеммы следующим образом: используют несколько сюжетных линий. Возьмем последний роман испанца "Осада, или шахматы со смертью": здесь и битва за город, и маньяк, и расследование с погонями, и любовная интрига, и, модные после пиратов Карибского моры, рыцари Веселого Роджера. Это позволяет, с одной стороны, сохранить динамику, с другой дать историческую картину, с третьей ввести самых разнообразных персонажей, а с четвертой привлечь максимально широкий круг читателей. Всем выгодный способ, однако, снискавший пренебрежение искушенных читателей, навесивших на него ярлык "коммерция".
Маккамон не пошел по пути создания множества повествовательных сущностей. От романа к роману он, пользуясь бритвой Оккама, последовательно срезает лишнее. Оставив в "Мистер Слотер" только одну сюжетную линию: погоню Мэтью Корбетта за безумным маньяком. Конечно, это позволяет сохранить столь важную динамику, конечно, это держит читателя в напряжении. Но с другой стороны, теряется, столь важное в любой книге, очарование обстановкой.
Каждый из трех романов о Мэтью Корбете соединяет в себе несколько составляющих: "Голос ночной птицы" - детектив с элементами мистики, "Королева Бедлама" - детектив с элементами триллера, "Мистер Слотер" - уже триллер с элементами детектива.
"Мистер Слотер" наполнен множеством аллюзий - вот уж в чем Маккамон знает толк - правда, большая часть из них не будет понятна русскому читателю. Мистер Слотер ассоциируется с Ганнибалом Лектером, хотя на самом деле его история отсылает к городской легенде о Суини Тоддте. Спутник-индеец навивает воспоминания о Чингачкуке Фенимора Купера, но в романе есть прямая отсылка к фильму "Мертвец", где действует краснокожий изгой с именем персонажа "Мистера Слотера". Раскрывать капканы и ловушки аллюзий на классику ужасов, расставленные Маккамоном, одно удовольствие. Все таки титула Horror Grand Master никто американца не лишал.
Однако Маккамон не ограничивается простым экшеном, сдабриваемым тошнотворными описаниями убийств. В "Мистер Слотер" есть и душевные терзания главного героя, из-за попустительства которого гибнет множество людей, и риторический вечный вопрос: "Как Господь позволяет разгуливать по Земле таким нелюдям, как Слотер?"
За что можно любить трилогию Маккамона, так это за главного героя. Мэтью Корбетт это повзрослевший герой "Жизнь мальчишки". Еще наивный парень, сталкивающийся с ужасами мира, но для которого слово справедливость - не пустой звук. Как писал Кант, к огда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей . И эта главная ценность ведет Мэтью по страницам всех романов, помогает пройти через огонь, воду и медные трубы, в конце концов приводит к победе над врагами, в том числе и мистером Слотером.
Вы спросите, а где же фантастика? В послесловии Маккамон признается, что слепил мир Мэтью Корбетта из Америки конца семнадцатого и середины восемнадцатого веков. Но мы и не против, ведь на выходе получилась интереснейшая вселенная, соединяющая "интриги и загадки Шерлока Холмса с экшеном Джеймса Бонда, негодяями Дика Трейси, атмосферой костюмных фильмов Хаммера пятидесятых годов " и историей колониальной Америки.
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025