Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
За триста лет до молчания ягнят
Роберт Маккамон. Мистер Слотер. М.: АСТ, 2011
Роберт Маккамон привлекает. Как можно не полюбить писателя, ушедшего на пике популярности. Как не полюбить писателя, который мог клепать стивенкинговские ужастики, гарантированно становящиеся бестселлерами, но вместо этого выбрал работу в совершенно иных жанрах.
Маккамон, после второго пришествия, пошел не только по иной жанровой дорожке. В восьмидесятые Роберт не создал ни одного цикла. Зато в двадцать первом веке разродился серией повестей и рассказов " The Hunter from the Woods " об оборотне с русскими корнями Майкле Галлатине, и конечно романами о Матью Корбетте, снискавшими любовь тысяч читателей по всему миру.
Каким должен быть хороший детектив? Первое и главное - необходимым и достаточным по объему. Экспозиция - завязка - преступления - расследование - разгадка - развязка. Не больше, но и не меньше. Чтобы увлечь читателя, но и не растягивать повествование, иначе не получится держать в постоянном напряжении. Этот рецепт знали все классики детектива: и Конан Дойль, и Агата Кристи, и Чейз. В их богатом наследии вы не найдете толстых романов за пять сотен страниц.
В первых детективах Маккамона с главным правилом большие проблемы. "Голос ночной птицы" и "Королева Бедлама" сильно растянуты, наполнены такой водянистой водой. Конечно автору хотелось дать хорошую историческую картинку - городок фронтира и Нью-Йорк начала 18 века - но из-за этого теряется динамика, интрига. Такие писатели как Артуро Перес-Реверте, давно и прочно подвязавшийся на ниве исторического детектива, выходят из подобной дилеммы следующим образом: используют несколько сюжетных линий. Возьмем последний роман испанца "Осада, или шахматы со смертью": здесь и битва за город, и маньяк, и расследование с погонями, и любовная интрига, и, модные после пиратов Карибского моры, рыцари Веселого Роджера. Это позволяет, с одной стороны, сохранить динамику, с другой дать историческую картину, с третьей ввести самых разнообразных персонажей, а с четвертой привлечь максимально широкий круг читателей. Всем выгодный способ, однако, снискавший пренебрежение искушенных читателей, навесивших на него ярлык "коммерция".
Маккамон не пошел по пути создания множества повествовательных сущностей. От романа к роману он, пользуясь бритвой Оккама, последовательно срезает лишнее. Оставив в "Мистер Слотер" только одну сюжетную линию: погоню Мэтью Корбетта за безумным маньяком. Конечно, это позволяет сохранить столь важную динамику, конечно, это держит читателя в напряжении. Но с другой стороны, теряется, столь важное в любой книге, очарование обстановкой.
Каждый из трех романов о Мэтью Корбете соединяет в себе несколько составляющих: "Голос ночной птицы" - детектив с элементами мистики, "Королева Бедлама" - детектив с элементами триллера, "Мистер Слотер" - уже триллер с элементами детектива.
"Мистер Слотер" наполнен множеством аллюзий - вот уж в чем Маккамон знает толк - правда, большая часть из них не будет понятна русскому читателю. Мистер Слотер ассоциируется с Ганнибалом Лектером, хотя на самом деле его история отсылает к городской легенде о Суини Тоддте. Спутник-индеец навивает воспоминания о Чингачкуке Фенимора Купера, но в романе есть прямая отсылка к фильму "Мертвец", где действует краснокожий изгой с именем персонажа "Мистера Слотера". Раскрывать капканы и ловушки аллюзий на классику ужасов, расставленные Маккамоном, одно удовольствие. Все таки титула Horror Grand Master никто американца не лишал.
Однако Маккамон не ограничивается простым экшеном, сдабриваемым тошнотворными описаниями убийств. В "Мистер Слотер" есть и душевные терзания главного героя, из-за попустительства которого гибнет множество людей, и риторический вечный вопрос: "Как Господь позволяет разгуливать по Земле таким нелюдям, как Слотер?"
За что можно любить трилогию Маккамона, так это за главного героя. Мэтью Корбетт это повзрослевший герой "Жизнь мальчишки". Еще наивный парень, сталкивающийся с ужасами мира, но для которого слово справедливость - не пустой звук. Как писал Кант, к огда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей . И эта главная ценность ведет Мэтью по страницам всех романов, помогает пройти через огонь, воду и медные трубы, в конце концов приводит к победе над врагами, в том числе и мистером Слотером.
Вы спросите, а где же фантастика? В послесловии Маккамон признается, что слепил мир Мэтью Корбетта из Америки конца семнадцатого и середины восемнадцатого веков. Но мы и не против, ведь на выходе получилась интереснейшая вселенная, соединяющая "интриги и загадки Шерлока Холмса с экшеном Джеймса Бонда, негодяями Дика Трейси, атмосферой костюмных фильмов Хаммера пятидесятых годов " и историей колониальной Америки.
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
