Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Вышел посмертный сборник рассказов Егора Радова «Мандустра»
В серии«Уроки русского» издательства НЛО вышел сборник рассказов«Мандустра» Егора Радова: новая книга главного джанки русской современной прозы собрана из журнальных и газетных публикаций, а также из неизданных произведений, найденных архивах.
При жизни Радова называли мастером рассказа, ярчайшим прозаиком конца XX века, «русским Берроузом», после смерти его впору называть прозеванным гением: Радов так и не получил ни одной престижной литературной премии, а изданные его книги могут сойти за букинистическую редкость. Писатель умер три года назад на Гоа в возрасте сорока семи лет, оставив после себя дюжину романов и историю жизни, достойную отдельного произведения. Радов родился в московской писательской семье, отец - публицист, мать - поэтесса Римма Казакова. В шестнадцать лет написал первый роман. Затем Литературный институт, столичная творческая тусовка, ранний брак с Анной Герасимовой (певицей и издателем обэриутов, лидером группы «Умка и броневичок») и такой же ранний развод, второй брак, смерть второй жены, третий брак, трагичнейшая смерть третьей жены, статьи для «Птюча» и «Playboy» - над всем этим безумием к тому же постоянно висел наркотический угар, или, как выразился сам писатель, «пожизненное удовольствие».
История Радова при ближайшем рассмотрении и правда похожа на историю американского писателя Уильяма Берроуза - джанки эпохи битников и коммунистические наркоманы «макового корпуса», «общество контроля» и дышащий на ладан Советский Союз, психоделические трипы в марокканском Танжере и таблеточные приключения на московских задворках, в конце концов, потеря любимой женщины.
Однако усекать значение Радова для русской литературы до уже обозначенного клише «русский Берроуз» малодушно.
.
Как и клеить на него другие клейма, на которые не скупилась негостеприимная критика - «психоделист», «постмодернист», «писатель в соавторстве с героином».
За героической химической бравадой видна та самая пресловутая самобытная суть, способная спустить читателя в унитаз бытового ада, провести за руку по выпуклой реальности и поднять до божественных высот.
Радова можно назвать печальным певцом конца перестройки и начала новой России, однако, в отличие от многих других рефлексирующих на тему слома эпохи писателей, Радов мыслит куда менее занудно. В рассказе «Царь добр» читателю предлагается конспект фантастической антиутопии - китайцы заселили Дальний Восток и Сибирь, финны захватили весь север Европы, в том числе Петербург, Кавказ занял юг, американцы ассимилировались с арабами, образовав беспрецедентный политический блок, - все довольны.
А вот Россия осталась не у дел в лице засевшего в Кремле президента, угрожающего в случае чего взорвать всех и себя водородной бомбой. Мировое сообщество предлагает президенту перевезти Россию на Марс: «Но вы нам не нужны! Вы не нужны нашей планете, вы не нужны никому! Просто так получилось - вы же видите?.. Лично я против вас ничего не имею, да и никто, наверное. (...) Земля - наш дом, и отныне мы хотим жить в мире и согласии. Ну а для России как таковой... просто не нашлось места! Извините, конечно, но что мы можем сделать?!»
Так Россия, бессовестно сданная президентом-дезертиром, обретает свою вторую родину, «небесную Россию», о которой, по словам госсекретаря США, испокон веков мечтали все русские. Жизнь в Новой Стране, расположившейся на Марсе под воздушным куполом, сурова и безрадостна, ключ к выживанию - налаженное производство водки.
Люди, не нашедшие себя в новых инопланетных условиях, романтичные и сентиментальные, уходят без скафандров в безвоздушное пространство и становятся призраками. Остальным остается выпивать и уповать.
Образ Родины, большой и неуместной, рифмуется с размышлениями героев на тему жертвы, героического поступка. В рассказе «Молчание - знак согласия» Неизвестный Солдат, не спешащий прощаться с жизнью, размышляет: «Я, наверное, уйду к немцам. Все уже ясно с этой войной. Я изучал немецкий в школе. И вообще я казак. Я очень устал, и мне грустно». А в рассказе «Ребенок для Ольги Степановны» женщина, потерявшая ноги, спасая малютку от поезда, жалуется восторженному школьнику, снимая с себя одежду: «Я спасла... Меня бы кто спас! Жаль...».
Здесь же автор представляет секс как героическое жертвоприношение, а потерю невинности - как потерю свободы.
В сборнике «Мандустра» из рассказа в рассказ кочует Женщина - гипнотизирующий котяра, моржиха из зоопарка, кукла для сексуального удовлетворения, девушка на одну ночь - бессловесное глупое существо. Радовские порочные мальчики теряют над собой контроль, вызванивая своих «семиабортных Ев» в телефонных будках, выгоняя их этим же вечером после секса, чтобы не дай бог не полюбить. Писателя здесь интересует понятие потаенного разврата, святотатства, понятие запретного и чудовищного.
Расправившись с темой Родины, Женщины и настоящего разврата, Радов в своих маленьких рассказах так же легко и иронично распарывает и другие непростые и тяжеловесные понятия - воздаяние, смерть, апокалипсис, бог. Кажется, для этого писателя нет больших и маленьких тем - все имеет свою «мандустру», эстетическую суть, все достойно внимания.
Сам автор признавался, что для него литература - второстепенное дело, только метод и образ мышления, возможность задать религиозный или философский вопрос, на который, разумеется, совсем не обязательно отвечать. Важнее всего уличать, на манер бога, в окружающем суть, спасать вещи, а не душу, ощущать дух вещей.
«Мандустра - благодать, одинаково присутствующая во всем.
«Если здесь дерьмо, то она есть его дерьмистость, если там верх, то она - верховность, если тут убийство, то она есть сам принцип его существования в мире и не-мире. Она есть эстетическая подоснова, а эстетичны даже хаос, ужас, мерзость и мрак. И скука, и случайное, и то, на что можно наплевать. Если ты бабушка или слесарь с одной рукой, или красивый парень, живущий в бывшей советской стране, и ты идешь по искореженной льдом весны хмурой многолюдной улице, и дух агрессии окружает твою лысую голову, и вонь бьет в твои сопливые ноздри, заставляя жмуриться дебильным раскосым глазом, ты - счастлив. Поскольку это - реальность, эта улица - одна, здесь, сейчас, в этом льду, в этой вони, в этом совершенстве, которое нарушит любое вторжение, но приведет его к новому совершенству, ты - счастлив. Но ты не знаешь этого, и ты счастлив вдвойне».
Егор Радов. «Мандустра». М.:, НЛО, 2012
Полина Рыжова
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
