
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Сборник стихов Всеволода Некрасова: авторский свод
Впервые выпущен авторский поэтический свод одного из основателей московского концептуализма— Всеволода Некрасова.
«Авторский свод» — это значит, что в сборник вошли стихотворения Некрасова в том виде и последовательности, как и желал бы опубликовать их сам автор. Они охватывают около 25 лет его пути — с конца 1950-х до начала 1980-х.
История про Всеволода Некрасова — это история про свободу и любовь. Вроде бы подобное можно сказать про каждого большого поэта, а учитывая захватанность обоих слов, звучит это еще и ужасающе тривиально. Но в том-то и дело, что поэзия Некрасова так глубоко очищает слова от всего наносного, так просто и сердечно протягивает их нам в первозданном смысле, что после Некрасова, тем более в применении к его судьбе, снова можно произносить и «свобода», и «любовь».
Всеволод Некрасов (1934-2009) — поэт авангардистский, минималист, основатель московского концептуализма и ключевая фигура движения «Второй русский авангард». Вот образчик его стихотворения, одного из самых прозрачных для восприятия: «Полечу или нет — не знаю / До Луны или до звезды / Но Луну я пробовал на язык / В сорок первом году в Казани / затемнение / война / тем не менее / луна / белый / свет / белый / снег / белый / хлеб / которого нет / никакого нет / Я давным-давно вернулся в Москву / Я почти каждый день обедаю / А на вид луна была вкусная / А на вкус луна была белая».
Нелепо, конечно, цитировать Некрасова вот так, потому что даже расстояние между строками у него часто разное, из которого тоже складывается смысл, но сочтем, что положили на страницу просто гербарий стихотворения. Называется оно «И я про космическое», датировано 1959 годом. Под другими текстами дат, кстати, обычно нет, потому что многие тексты Некрасов редактировал долгие годы. Так что какие уж тут даты. И все же, как и всегда это бывает с подлинным искусством, его поэзия развернута и в злободневность, собственно, является слепком с нее, и в вечность. В 1959 году космический аппарат впервые достиг поверхности Луны, поэтому Некрасов и называет эти стихи так. Но пишет, конечно, совсем о другом, о другой Луне, и что еще важнее — пишет по-другому. В то самое звонкое время, когда даже вовсе не ангажированные поэты писали традиционными размерами, в крайнем случае лесенкой Маяковского, Некрасов бесстрашно экспериментировал, всегда пытаясь «сказать, чтобы не соврать», и мог позволить себе закончить стихотворение союзом: «И во время оное / Повстречал он ее / Поженились по любви / Ай-люли / Но». Писать так, когда вокруг пишут принципиально иначе, — это и есть свобода, доступная небожителям. Вот почему история про Некрасова — про свободу, и, может быть, не случайно, что самое знаменитое его стихотворение оказалось посвящено как раз ей.
Ну, а теперь про любовь. Она важна не только как мотив его творчества (хотя и о любви Некрасов писал), но и как ключевая тема его литературной судьбы. Это бережное издание, как и многие предыдущие, никогда бы не вышло без тех, кто просмотрел сотни страниц, вариантов, восстановил недостающее и в конце концов подарил нам эту книгу, — составителей Михаила Сухотина, Галины Зыковой и Елены Пенской, любящих Некрасова и его поэзию без всяких «но» в финале.
Всеволод Некрасов. Стихи. Вологда, 2012 (Библиотека московского концептуализма Германа Титова)
Майя Кучерская
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025