
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Мирон Петровский о Паустовском и Чуковском
Мы публикуем выступление известного литературоведа Мирона Петровского на круглом столе "Традиции семейного чтения" в рамках "Литературной экспедиции" 16 мая 2012 г. в Киеве.
Мирон Петровский, литературовед:
Поскольку сегодняшнее собрание связано, неким образом, с именем Константина Георгиевича Паустовского то я позволю себе рассказать Вам о том, как относился к Паустовскому Корней Иванович Чуковский. Это тем более, может быть интересно, потому как о Паустовском Чуковский не написал ни единой строчки, - и следовательно в моей информации потенциально содержится некая новизна.
Дело в том, что я Паустовского узнал сравнительно поздно, в эпоху знаменитого шеститомника 50-х годов, ну и, естественно, влюбился в писателя и его писания. Выхватив какие-то очаровательные метафоры, я всем рассказывал о метафорике Паустовского, какая она красивая точная и изысканная. А Чуковский, как оказалось, тоже не знал Паустовского и познакомился с ним по этому шеститомнику еще несколько позднее, в самом начале 60-х. Как-то неловко говорить, но он влюбился в него просто как юноша. Когда ему предстояла встреча с Паустовским, Чуковский нервничал и волновался как молодой человек перед первым свиданием; когда же он возвращался после встречи и беседы с Паустовским, то ликовал как юноша, вернувшийся с любовного свидания.
Во время одной из прогулок Чуковского с Паустовским я как-то пересек им дорогу, и Корней Иванович представил меня. Причем он это сделал еще более пышно, чем даже вы представляли меня в этой аудитории. И я, так сказать, от природной застенчивости, развитой многолетней тренировкой, стал пятиться, пятиться, и в сущности я с Паустовским не перекинулся ни единым словом, а просто, скажем, ушел за кулисы.
В тоже время мне восхищение Чуковского Паустовским казались чрезмерным, впрочем, у него все было чрезмерным, и это восхищение было совершенно обычным. Но я, пытаясь строить из себя жесткого мужчину, говорю: «Корней Иванович, но ведь это же очень сентиментальная проза». На что получил соответствующий ответ.
Я говорю: «Корней Иванович, смотрите, это ведь действительно хорошая проза, но где у Паустовского его главное произведение? То произведение, которое он мог бы представить как совой шедевр?» Впрочем, я сказал не шедевр, а, как бы опираясь на мои тогдашние киевские увлечения, сказал где его «arcydzieło», как говорят поляки. Он сказал: «А где у Чехова это самое «arcydzieło», как говорят ваши поляки?»
Вместе с тем, когда я продолжал клеветать на Паустовского, а Корней Иванович его защищать, он сказал: «Понимаете, у Паустовского своеобразный творческий метод, вот представьте себе, - говорит Корней Иванович, - что Паустовский выходит на улицу, где очень трудная и нечистая жизнь протекает, и какой-то пьяньчуга бьет ребенка. Сердце писателя заходится от негодования и жалости, он возвращается домой и пишет очаровательную новеллу, о том, как пьяный грузчик растрогано дарит ребенку куклу». «Вот это, - продолжает Чуковский – метод Паустовского, метод отражения действительности, метод отражения от действительности». И я думаю, что в этом есть очень серьезное оправдание общеизвестного утопизма Паустовского. И в своем увлечении, и в своем критицизме, он, мне кажется, был чрезмерен, но, повторю, он был во всем чрезмерен. И если так охарактеризовать не самого Паустовского, но позицию Чуковского, то я бы сказал, что Паустовский вел себя как восторженный скептик, у которого и восторженность, и скептицизм были выражены в очень сильной мере.
Примите эту маленькую новеллу как мой вклад в этот самый почти круглый стол. Спасибо.
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025