
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Слюдяные конверты
В «НЛО» вышла книга немецкого исследователя Ханса Гюнтера «По обе стороны утопии», описывающая самые разные «контексты творчества Андрея Платонова»
Книга Гюнтера состоит из двух десятков (если считать предисловие с объяснением писателю в любви) небольших главок – самодостаточных эссе, приставленных друг к дружке частоколом по принципу «клади рядом» и раскрывающих самые разные источники, питающие платоновскую прозу.
Если произведения Платонова бесконечно слоисты и составлены из многочисленных, сопредельных контекстов, то есть ощущение, что перечислив хотя бы и некоторые отсылки, причём, не одномоментно, но в «диахронии», вытянувшись, можно получить хотя бы относительный (обеднённый, но, тем не менее) оттиск прообраза.
Так сияние далёкой, очень далёкой и очень большой звезды больше угадывается и вычисляется, нежели определяется рассмотрением в телескоп.
То, что эссе эти компактны для всеобъемлющего литературоведческого исследования выглядит приятной и правильной неожиданностью – у нас же любят развести наукообразие с многочисленными примерами; Гюнтер поступает несколько иначе – обозначив «вопрос» и бегло осмотрев контекстуальные окрестности, он делает несколько неторопливых выводов и переходит к очередной «составляющей», как бы логически вытекающей и продолжающей предыдущую.
Разнородные темы творчества Платонова снопами сплетаются вокруг четырёх частей – «Утопия и память» (амбивалентность жанра, который писатель выворачивает наизнанку, смешав его с противоположным); «Утопия в истории» (социальные контексты платоновских времён. Особенно интересной здесь оказывается главка, показывающая, что «Ювенильное море» - производственный роман наоборот, пародия на советские нарративные структуры);
«Телесность», посвящённая более локальным мотивам (голод м сытость, сектанты и животные, инвалиды и блаженные, «нищие духом» и дети) и, наконец, темы вязкого и текучего «Апокалипсиса», наступление которого как бы логически вытекает из вектора развития советской власти.
И здесь, ближе к финалу, книга делает своеобразное кольцо, так как в самом начале Гюнтер подробно останавливается на религиозной подоплёке социализма.
Платонов выказывает себя внимательным читателем не только космиста Н. Фёдорова, чьи теории навсегда придали сочинениям писателя странный вневременной привкус, но и А. Луначарского, соединявшего социализм с хилиазмом, а так же многочисленными сектантскими вероучениями (от хлыстов до скопцов).
« Такие взгляды, очевидно, характерны для обществ со слаборазвитым ленеарным эволюционизмом, в которых исторический прогресс принимает катастрофические формы. В то время как на Западе, по словам Энгельса, марксизм проходил путь от утопии к науке, русский марксизм – по исторически понятным причинам – шёл обратным путём, от науки к апокалиптике… »
Гюнтер показывает из какого плотного контекстного варева, связанного с идеологией и философией русского модерна и западной мысли (крайне важным здесь оказывается, скажем, «Закат Европы» О. Шпенглера), современных языковых и социальных контекстов (советская журналистика, публицистика) возникают завораживающие широкоформатные, многофигурные фрески, равных которым нет в мировой литературе.
«Золотой век» из «Подростка» Достоевского и «проблематика» Вавилонской башни, русские платоники и социалистический дидактизм. Каутский и Коллонтай.
«Победа над смертью» и «страх близости» с женщиной, микс из утопического ветра и антиутопии, космизма и социализма, сектанства и зооцентризма раскрывает некоторые из многочисленных «кротовьих нор», прочерченных внутри сложноорганизованных платоновских текстов.
Кроме этого, немецкий исследователь выстраивает свою типологию развития (или же эволюцию?) взглядов Платонова, дрейфовавших от сознательного утопизма с обобществлением душ и тел, радостью советского сиротства, осиянного фигурой Сталина-отца и культурного беспамятства к пониманию роли семьи, частной жизни и приватного, исполненного тайны, существования.
Первая часть книги рассматривает различные утопические (в основном, философски-фантастические, фёдоровские) подходы к преображению действительности; вторая половина книги показывает, что , собственно произошло внутри текстовой реальности, когда утопия, вроде бы как начала осуществляться…
И в этом смысле, серийное оформление книжного научного оформления к «НЛО», делящее книгу на две части, негатив и позитив, выглядит метафорически верным.
«По обе стороны утопии» заканчивается быстрее, чем хотелось бы, недоговорив, не растолковав как следует какие-то важные «вторые темы» и «боковые проходы» в сторону от Платонова так, что хочется продолжения и отсутствия скороговорки.
Эссе Ханса Гюнтера напоминают мне слюдяные плёнки или же листы пергаментной бумаги, которыми проложены тома платоновского собрания сочинений.
Непрозрачные и шершавые на ощупь, они точно отделяют один текст от другого, словно вкладывают их в бережливые слюдяные конверты.
Дмитрий Бавильский
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025