
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Апокалипсис не повод суетиться
«4.44. Последний день на Земле» в прокате.
В прокат выходит фильм Абеля Феррары «4.44. Последний день на Земле» про то, как Уиллем Дефо и Шенин Ли встречают гибель планеты в отдельно взятой квартире.
Ученые объявили последний день на Земле, но он оказался похож если и не на обычную пятницу, то на последние часы рождественского вечера, когда уже прекратилась подарочная лихорадка, все сидят по домам с родными и близкими, редкие прохожие и машины спешат к своим. Сиско (Уиллем Дефо) и Скай (Шенин Ли) готовятся встретить опустошение планеты в квартире на Манхэттене – смотрят новости, записи интервью с далай-ламой и лекций экологического пророка Альберта Гора, в последний раз занимаются сексом, медитируют; Скай пишет картину, Сиско пытается дозвониться дочери...
Ведущий новостей в последний раз прощается со зрителями, разносчик приносит последние коробки с китайской лапшой, с крыши соседнего дома шагает мужчина.
Действие в новом фильме Абеля Феррары («Плохой лейтенант», «Похороны», «Сказки стриптиз-клуба») только раз покидает по-театральному замкнутое пространство апартаментов, когда герой Дефо совершает вылазку на кухню к старым друзьям. Внешний мир существует лишь благодаря выходу на крышу, в картинке теленовостей и в финальной медитации.
Причем для воссоздания хроник конца света независимому режиссеру даже не пришлось снимать художественный материал — достаточно было взять то, что можно увидеть в новостях каждый день. Толпа собирается на площади перед собором Святого Петра в Риме, процессии со свечами бредут по улицам городов; где-то, где не прекращается война, горит напалм.
Из спецэффектов здесь только зеленое свечение в небе над Нью-Йорком, да и то несложно вообразить, что бывают и такие закаты и рассветы: этим летом зеленое облако проходило через Москву.
Лента Феррары встраивается в ряд апокалиптических картин последних двух лет, но обнаруживает более всего общего с главной — с «Меланхолией» Ларса фон Триера. Даже лицо Уиллема Дефо (его в последнем фильма Триера не было, но «Антихрист» дополняет контекст) роднит творчество двух авторов.
И для того, и для другого конец света — дело одинокое, а если его и можно с кем-то разделить, то с одним-двумя людьми.
И даже если в пограничные часы ты заинтересуешься именем того, кто приносит тебе лапшу, и дашь ему попрощаться с заокеанскими родными по скайпу, это еще не символ наступающего всеединства, а простая человеческая реакция на странные обстоятельства. Обостренное внимание к деталям – не появление нового, но состояние, в котором приглядываешься к тому, что всегда было рядом.
В этом и принципиальное отличие Феррары от Триера. Триер снимает про вселенную внутри, Феррара — про обычных людей перед лицом Вселенной.
Героини Триера, каждая на свой лад, жили в эсхатологической картине мира и до появления в небе смертоносной планеты: одна носила апокалипсис в себе, другая — страх перед его наступлением. Герои же Феррары, напротив, встречают назначенный учеными на 4.44 утра финал (издевательски педантичная точность) с некоторым недоверием. Как-то странно думать, что все прекратится через несколько часов, когда все еще работает доставка на дом, возвращают сдачу, из бара вываливается привычно поднабравшаяся артистка Пас де ла Уэрта и невозможно остановить выбор на каком-то одном платье.
ВЛАДИМИР ЛЯЩЕНКО
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025