Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Семиотические пазлы
Мишель Пастуро. Символическая история европейского Средневековья / Пер. с франц. Екатерины Решетниковой; Оформление Павла Лосева. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с.
Пастуро представляет Средневековье через символику вещей, на которые «серьезная» история, особенно до появления Школы «Анналов», обращала мало внимания.
Мишель Пастуро, видный французский историк-медиевист, уже известен в России. На русский язык переведены его работы «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола», «Геральдика» и «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей». «Символическая история европейского средневековья» – прекрасная возможность ознакомиться с идеями Пастуро комплексно. Ученый доказывает, что в феодальной культуре «невозможно четко отделить материальное от символического» и представляет Средневековье через символику вещей, на которые «серьезная» история, особенно до появления Школы «Анналов», обращала мало внимания. В стопроцентно междисциплинарном исследовании сопрягаются данные лингвистики, археологии, литературоведения, геральдики, семиотики, антропонимики, этнографии… длить ряд можно долго. Пастуро выкладывает удивительную семиотическую мозаику, объясняющую, из-за чего Иуда изображается рыжим, почему зеленый нельзя было получить из смешения синего и желтого или, например, как охота на оленя связана с церковью.
Исследуя символику, связанную с животными, растениями, геральдикой, игрой и литературными произведениями, Пастуро не только раздает ответы, но и сыпет вопросами. Для юного исследователя, охочего до увлекательных задач медиевистики, «Символическая история…» – кладезь тем и идей. «Вырезают ли, грубо и условно говоря, Христа из дуба, Богоматерь из липы, апостолов из бука, а Иуду из ореха?» При всей кажущейся наивности и простоте вопросов ответы на них неочевидны и поведать массу небезынтересного о средневековых нравах и представлениях. Многое в книге самого Пастуро состоит из ответов на подобные вопросы: сплетенные в прочную смысловую семиотическую сеть, они убедительно обрисовывают психологию средневекового человека. Так, лесоруб, угольщик, кузнец, мельник и мясник «составляют пятерку самых позорных и сомнительных профессий в крестьянской культуре». А демонической профессией в городе считается вполне, казалось бы, безобидная профессия красильщика. «Символическая история…» незанудно и фактологически достоверно объясняет причины таких взглядов. Собственно, пересказывать интригующие наблюдения Пастуро можно долго. Переводчица – Екатерина Решетникова – блестяще поработала с текстом, вдохновенное повествование выдающегося ученого не превратилось в скучный трактат. «Символическую историю…» можно читать не как высокоумное исследование, написанное на птичьем языке, а как образцовый нон-фикшн с академической подкладкой. При этом книга Пастуро – не легковесный калейдоскоп типа «Знаете ли вы, что?», а полноценное исследование, из которого можно узнать массу интересных подробностей средневековой жизни. А для особо интересующихся имеется более 600 ссылок на источники, указатель имен и даже цветная вклейка.
Одно из бесспорных достоинств текста – его легко можно связать с современностью. Например, становится ясно, почему автомобиль для Генри Форда мог быть «любого цвета, если этот цвет – черный», откуда в шахматах взялась «королева» и с какой стати даже в России царем зверей считается лев.
«Символическая история…» – увлекательный рассказ о Средневековье, которое ближе, чем кажется.
Александр Гуськов
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
