
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Что такое поэзия в кино
Как кинематограф борется со своей литературоцентричностью? Рассказывает ЕВГЕНИЙ МАРГОЛИТ, историк кино, куратор знаменитых ретроспектив ММКФ «Социалистический авангард»
Начнем с того, что в разные годы термин «поэтическое кино» понимался совершенно по-разному.
В 1927 году в статье «Поэзия и проза в кинематографии» Шкловский пишет: «Существует “прозаическое” и “поэтическое” кино, и это есть основное деление жанров, они отличаются друг от друга не ритмом, или не ритмом только, а преобладанием технически-формальных моментов (в “поэтическом” кино) над смысловыми, причем формальные моменты заменяют смысловые... Бессюжетное кино — есть “стихотворное” кино ». Примером соединения первого и второго, эдаким кентавром у него выступает «Мать» Пудовкина — сначала это прозаическое кино, затем в конце фильма в двойной экспозиции показывают стены Кремля, и для Шкловского это уже поэзия, символика и метафорика, что выглядит немного смешно и натянуто. Тогда же к поэтическому кино относили и Довженко, и Червякова — а это совершенно разные режиссеры.
В начале 60-х Майя Туровская считает «основным принципом поэтического кино — иносказание, как попытку искусства в первом приближении определить еще не определимое логикой», а в качестве главного поэта у нее фигурирует Калатозов. В общем, термин «поэтическое кино» гуляет, пока не прилепляется к украинскому кино шестидесятых, к некоторому набору приемов, которыми делается история. В эти годы многие национальные кинематографы делают нечто похожее — в советском кино тогда происходило своеобразное восстание против литературоцентричности и за изобразительность.
Вот основные характеристики советского поэтического кино шестидесятых:
1) Статичный плоский кадр — как фреска.
2) Если кино черно-белое — то графическое, если цветное — то живописное. Т.е. непременно цветовое .
3) В основе фильма — либо фольклорный сюжет, либо история, восходящая к некоему мифу.
4) Сюжет — это мистерия.
Между тем к поэтическому кино можно отнести многое из того, что не попадает в эту категорию традиционно. Что такое «Ливень» Бориса Яшина с точки зрения фабулы, прозы? Две бабы в конце войны делят одного контуженого мужика — вот вам и вся история. Что такое картина Яшина «Ливень»? Это история о том, как человеческая душа оттаивает после войны, — и чрезвычайно важно то, что метафорический уровень фильма здесь абсолютно оправдан и бытовой логикой, прозой.
Термином «поэтическое кино» могут быть объединены еще такие кинокартины, в которых метафорический (а точнее, метафизический) уровень фильма нагляден, а бытового, прозаического — нет. Тогда получается «чтение стихов под диапозитивы» — так сказал Козинцев о «Мольбе» Абуладзе. Абсолютная статика каждого кадра — вот и все, что мы находим в «Мольбе». Классика советского поэтического кино — фильмы Параджанова, «Мольба» Абуладзе, «Человек уходит за птицами» Хамраева, «Рабыня» Мансурова. Что роднит это кино с фильмами Тарковского, если брать только художественные приемы? Это кинематограф, который стремится освободить происходящее на экране от бытового контекста и дать сюжет как некое соотнесение оголенных сущностей. В этом смысле кино такого рода — назовем его медитативным — действительно прямо противоположно «нормальному», фабульному кино.
Однако обыкновенное, прозаическое, фабульное кино, которое идет потоком по телевизору, сегодня наравне с поэтическим — они в равной степени ущербны. Чем более поточно фабульное кино, все эти столкновения хороших и плохих парней, тем больше проявляется недостаток каких бы то ни было сущностей.
По словам культуролога Альберта Байбурина, любой предмет в архаической культуре имеет две функции — бытовую и сакральную. Археологи, обнаруживая предметы, назначения которых они не знают, тотчас же записывают их в предметы обрядово-функциональные. Байбурин же говорит о том, что нет предметов, которые служат исключительно для обряда. В архаической культуре любой предмет бифункционален, в быту служит для удовлетворения нужд, но как только он попадает в обрядовое пространство, на первый план выступает его магическая функция.
Единство этих двух функций — прагматической и магической, сакральной и повседневной — объясняет и предметную среду на экране. В любом полноценном художественном произведении она всегда бифункциональна.
Фабульное кино — это предметный мир в его прагматической функции, забывающий про сакральное. Поэтическое кино в своих крайних проявлениях — это предметный мир в его исключительно сакральной функции, забывающий про прагматику. В связи с последним удивительно то, что ни Параджанов, ни Тарковский были совершенно не в состоянии рассказать историю о том, как кто-то куда-то пошел и что из этого вышло, то есть не могли мыслить в рамках прозы, традиционного повествования. Я всегда советую своим студентам найти и посмотреть фильмы «Первый парень» Параджанова и «Один шанс из тысячи», где Тарковский был худруком. И то и другое — совершенно нескладные истории, в которых очень заметно, что авторам абсолютно не интересен такой сюжет. Гениальная визуальность здесь — своего рода компенсация авторской неспособности «рассказать историю», в некотором смысле — ущербности.
Поэтическое кино — это термин с меняющимся содержанием, и, может быть, гораздо продуктивнее думать о том, что такое поэзия в кино. В сериале Артура Войтецкого «Волны Черного моря» есть такой эпизод — один из героев умирает, следующий кадр — в воздух взлетает чайка, и мы думаем — ага, полетела душа в рай. Но в следующем кадре в воздух взлетает целая стая чаек — и что это означает, мы уже сказать не можем! В фильме Хуциева «Бесконечность» есть маленькая сцена — женщина с младенцем на руках переходит дорогу, и больше она в фильме не появляется. И для зрителя становится ужасно важно — перейдет она дорогу или не перейдет?
Почему это так важно — сказать невозможно. Это нужно в и д е т ь. В этом загадка поэзии кино, и слава богу, что она в принципе неразрешима.
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025