
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Премиальное ралли
Букеровский комитетсообщил, что их премиальный фонд сильно увеличился: лауреат получит не 600000 рублей, как раньше, а полтора миллиона; пятеро финалистов — по 150000.
Что означает — и чем чревато — это ралли на литературном рынке? Зачем они увеличивают размер награды?
Крупное повышение; не то чтобы теперь лауреаты будут купаться в деньгах, но никто больше не скажет, что Букеровская премия — всего лишь символическая; если на 20000 долларов обычному городскому писателю сложно было протянуть пару-тройку лет до следующего романа, то полтора миллиона — вполне себе «прожиточный минимум». Итого, «Букер» теперь дает а) билет в высокую литературу, включение в литературный канон эпохи; б) существенное единовременное паблисити; в) определенный всплеск продаж; г) живые деньги.
Это для самих писателей. А зачем увеличивает премию комитет? В чем была проблема с 600000?
Инфляция? Да вроде не такая уж.
Утереть нос «Большой книге»? Показать, что «Букер» тоже не лыком шит, все-как-у-людей? Тоже странно — все равно денежный эквивалент «Букера» сильно меньше, чем большекнижный.
И главное — зачем? И так вроде в последние десять лет «Букер» работает: в том смысле что романы, которые получают премии, становятся общественным событием; а чего ж им еще нужно.
В литературе — ну хорошо, не в литературе, в «окололитературе», как есть «околофутбол», — теперь плещутся довольно крупные деньги. Хорошо вообще это — или плохо?
Сорокин В.Г. однажды заметил, что премии развращают писателей — имея в виду, по-видимому, что писатель должен быть голоден, что сытому художнику нечего делать в искусстве.
Это правда так? Существует ли некое «премиальное проклятие», подобное проклятию ресурсному?
Развратила ли Нобелевская Памука? Хуже ли стали писать после попадания в премиальный рай Быков, Шишкин, Прилепин? Что произойдет, например, с Рубановым, когда случится (кто бы в этом сомневался) то, что не случиться не может?
Как, собственно, премии развращают? Писатель заплывает жиром, вылезает из-за рабочего стола и валяется целыми днями на диване? Да вроде нет.
Писатель начинает писать так, чтобы «нравиться»? Тоже странная гипотеза — в конце концов, можно пытаться угодить чьим-то вкусам не только за материальное, но и за символическое вознаграждение — да и просто за доступ к читателю; «Букер» с его 600 тысячами в этом смысле был ничем не хуже «Букера» с полутора миллионами.
Писатель начинает подгонять произведение под премиальный формат? Пожалуй; вряд ли, например, Иличевский в самом деле «подсел на премиальную иглу» — но кто-то еще запросто мог бы стать «заложником формата». Ведь правда же, награждают обычно именно романы; писатель, сочиняющий «крохотки», автоматически пролетает между двух самых рыбных мест — «Большой книги» (где малая форма теоретически не возбраняется, однако интуитивно отметается жюри как неформат — все-таки нужна «большая Книга», что бы это ни значило) и «Букера» (где четко прописано: роман, и только роман). И ладно бы только негласное отторжение не-романов — но ведь премии не дают и за биографии — которые в последнее время, по сути, искусственно исключены из премиального процесса? Получается, что написать нечто беллетризованное о Клеопатре или там Ельцине заведомо гораздо перспективнее, чем сочинить документальную ЖЗЛ с теми же персонажами.
Лев Данилкин
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025