Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Можно ли считать 2012-й очередным Большим Взрывом в отечественной литературе
Наступивший год обещает стать едва ли не самым результативным с середины 2000-х: уже вышедшие книги Прилепина, Иличевского, Носова и Гиголашвили — одна лучше другой, и это не предел.
Те, кто успел прочесть «Восьмерку», наверняка заметили удивительный рост мастерства Прилепина. Да, в свое время он, несомненно, наполучал огромное количество авансов, и награждение книги «Грех» (в которой соотношение хороших текстов и неудачных — 3:7) премией за лучший текст десятилетия («Супернацбест») выглядело несколько анекдотическим. Но в считаные месяцы он сумел перепрыгнуть через собственную тень — и, надо сказать, совершенно не стыдно иметь в собрании сочинений такой — пусть даже декорированный разного рода золотыми медалями — первый том, как «Грех», если во втором у тебя — «Обезьяна» и «Восьмерка»; по существу, он расплатился со всеми этими авансами еще прошлогодним романом — а уж про «Восьмерку», где одна повесть лучше другой и они все разные, и говорить нечего.
Удивительная история и с Иличевским — который, ощутив, по-видимому, что его читатели слишком привыкли к его персианско-математическому письму, написал роман из современной жизни, герои которого разговаривают как персонажи не то Островского, не то Тургенева, не то Чехова; текст этот — «Анархисты», построенный на тотальном остранении, есть пример очень умной, последовательной и успешной войны автора с инерционностью собственного стиля; вот так можно преодолевать самого себя.
И вот: сначала Носов с «Франсуазой», потом Иличевский с «Анархистами», потом Гиголашвили с «Захватом Московии», потом Прилепин с «Восьмеркой» — и это притом, что анонсировано еще множество книг, которые тоже явно станут событиями; настоящий тучный год; в принципе, того, что понавыходило к середине марта, уже было бы достаточно на целый сезон.
Разумеется, все эти победные реляции и комментарии в духе «литература очнулась ото сна» недорого стоят, пока не видна общая картина. Разного рода комментаторы, приписывающие себе достаточную компетентность, чтобы судить о чужом искусстве, не случайно так часто пользуются простыми и однообразными метафорами вроде «мозаика собрана»/«пазл сложился» — надо понять, что из всего этого вытанцуется, возникнет ли не просто зафиксированная между двумя точками хронологической шкалы последовательность, а какой-то рисунок. Факт, однако, что в нашем распоряжении уже есть очень значительные фрагменты.
Единственная пока что проблема (если не думать о людях, которым не повезло оказаться в этом году в каких-то премиальных жюри, потому что выбирать, что лучше — носовский роман или гиголашвилиевский, — дело заведомо дохлое) — в отличие от 2005 года, на который в истории современной русской литературы приходится Большой Взрыв, в 2012-м совсем мало дебютов; то есть мы получаем очень удачные тексты от писателей, про которых и так знаем, что они хорошие; а вот где новая Анна Козлова, где другая Анна Старобинец, где еще один Рубанов? Черт его знает — то ли в самом деле приток дилетантов иссяк и литература окончательно сделалась профессиональным занятием, то ли не справляются станции слежения — и мы просто не видим еще что-то важное.
Лев Данилкин
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
