
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Можно ли считать 2012-й очередным Большим Взрывом в отечественной литературе
Наступивший год обещает стать едва ли не самым результативным с середины 2000-х: уже вышедшие книги Прилепина, Иличевского, Носова и Гиголашвили — одна лучше другой, и это не предел.
Те, кто успел прочесть «Восьмерку», наверняка заметили удивительный рост мастерства Прилепина. Да, в свое время он, несомненно, наполучал огромное количество авансов, и награждение книги «Грех» (в которой соотношение хороших текстов и неудачных — 3:7) премией за лучший текст десятилетия («Супернацбест») выглядело несколько анекдотическим. Но в считаные месяцы он сумел перепрыгнуть через собственную тень — и, надо сказать, совершенно не стыдно иметь в собрании сочинений такой — пусть даже декорированный разного рода золотыми медалями — первый том, как «Грех», если во втором у тебя — «Обезьяна» и «Восьмерка»; по существу, он расплатился со всеми этими авансами еще прошлогодним романом — а уж про «Восьмерку», где одна повесть лучше другой и они все разные, и говорить нечего.
Удивительная история и с Иличевским — который, ощутив, по-видимому, что его читатели слишком привыкли к его персианско-математическому письму, написал роман из современной жизни, герои которого разговаривают как персонажи не то Островского, не то Тургенева, не то Чехова; текст этот — «Анархисты», построенный на тотальном остранении, есть пример очень умной, последовательной и успешной войны автора с инерционностью собственного стиля; вот так можно преодолевать самого себя.
И вот: сначала Носов с «Франсуазой», потом Иличевский с «Анархистами», потом Гиголашвили с «Захватом Московии», потом Прилепин с «Восьмеркой» — и это притом, что анонсировано еще множество книг, которые тоже явно станут событиями; настоящий тучный год; в принципе, того, что понавыходило к середине марта, уже было бы достаточно на целый сезон.
Разумеется, все эти победные реляции и комментарии в духе «литература очнулась ото сна» недорого стоят, пока не видна общая картина. Разного рода комментаторы, приписывающие себе достаточную компетентность, чтобы судить о чужом искусстве, не случайно так часто пользуются простыми и однообразными метафорами вроде «мозаика собрана»/«пазл сложился» — надо понять, что из всего этого вытанцуется, возникнет ли не просто зафиксированная между двумя точками хронологической шкалы последовательность, а какой-то рисунок. Факт, однако, что в нашем распоряжении уже есть очень значительные фрагменты.
Единственная пока что проблема (если не думать о людях, которым не повезло оказаться в этом году в каких-то премиальных жюри, потому что выбирать, что лучше — носовский роман или гиголашвилиевский, — дело заведомо дохлое) — в отличие от 2005 года, на который в истории современной русской литературы приходится Большой Взрыв, в 2012-м совсем мало дебютов; то есть мы получаем очень удачные тексты от писателей, про которых и так знаем, что они хорошие; а вот где новая Анна Козлова, где другая Анна Старобинец, где еще один Рубанов? Черт его знает — то ли в самом деле приток дилетантов иссяк и литература окончательно сделалась профессиональным занятием, то ли не справляются станции слежения — и мы просто не видим еще что-то важное.
Лев Данилкин
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025