
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Премьерские слёзы
В прокат выходит фильм «Железная леди», принесший «Оскар».
В прокат вышел фильм «Железная леди», в котором Мэрил Стрип пробуждает жалость к Маргарет Тэтчер и честно зарабатывает «Оскар» за лучшую женскую роль.
В советском фольклоре «госпожа Маргарет Тэтчер» обычно появлялась в компании «уважаемой Индиры Ганди» и наряду с ней была персонажем второго плана в анекдотах про Брежнева. А вот гражданам Британии – страны, которой «железная леди» правила в течение одиннадцати лет, – в 1980-х было явно не до смеха. Значительная часть англичан тогда воспринимала Тэтчер, пожалуй что, как нечто среднее между Сатаной, Гитлером и Пиночетом (последним она, кстати, открыто восхищалась). К середине восьмидесятых ее, кажется, возненавидели даже соратники по партии. Но Мэгги упорно продолжала гнуть свою линию, невзирая ни на что.
Ее знаменитая бескомпромиссность («Отступайте вы. Леди не отступают», – сказала она однажды), ее упорное стремление начисто переделать британскую экономику и общество, ее полное неумение и нежелание обходиться без конфликтов и решать дело миром привели тогда к катастрофическим для многих простых англичан последствиям. Торжество «свободного рынка» и почти тотальная приватизация стали причиной невиданного роста безработицы, которая превысила 3 миллиона.
История с ирландцем Бобби Сэндсом, уморившим себя голодом в тюрьме, пытаясь добиться статуса политзаключенного для себя и своих друзей (об этом фильм Стива Маккуина «Голод») стала причиной безумной эскалации насилия в Северной Ирландии, привела к взрыву терроризма по всей стране и настоящей войне ИРА со всей Британией.
Были практически полностью уничтожены профсоюзы и жесточайше разгонялись демонстрации, а забастовка шахтеров вылилась в итоге настоящее сражение полиции с горняками. Совершенно непонятной британцам была и война с Аргентиной из-за Фолклендских островов. Атмосферу, царившую в тогдашнем британском обществе, довольно внятно отразил фильм «Стена», поставленный по одноименному альбому Pink Floyd. «Папа улетел воевать за океан, осталась только карточка в семейном альбоме», – музыкант Роджер Уотерс и режиссер Алан Паркер прямо указывали на повторение военной травмы Второй мировой, устроенное Тэтчер.
Но в фильме «Железная леди» нет паркеровской мрачности, как нет и той Тэтчер, которая безжалостно подавляла любое сопротивление и открыто называла своих политических оппонентов «врагами нации». Режиссер Филлида Ллойд («Мама миа») берет в фокус старуху, страдающую старческими деменциями (кино-Тэтчер живет со своим воображаемым мужем, в реальности давно умершим). Ее мучают ночные кошмары и тяготит собственная беспомощность. Но иногда она вспоминает юность и давно ушедшие годы, когда она была премьер-министром великой страны. Часть судьбоносных событий, случившихся тогда в Британии, в этих флешбэках, конечно же, показаны, но впроброс, мельком, в расфокусе: они здесь служат лишь задником для переживаний главной героини.
Для создателей апологетического фильма о Маргарет Тэтчер ни политическая реальность, ни самочувствие граждан во времена правления главной героини первичными явно не были.
Главным стал вымышленный, сконструированный сценаристами персонаж – настоящая женщина, решительный лидер страны, порой принимавшая трудные решения и искренне страдавшая оттого, что принимать их, увы, приходится. Кино-Тэтчер достойно и честно жила, с трудом (и даже не особо того желая) добилась лидерства (было непросто, ведь она женщина, а миром правят мужчины) и достойно ушла со сцены, ступая маленькими туфельками по рассыпанным лепесткам красных роз под звуки оперной арии среди плачущих и аплодирующих коллег.
И все же главная эмоция, которую рождает фильм, как ни странно, не восхищение стойкой и непоколебимой МТ (как ее называл муж), пожертвовавшей всей жизнью ради блага своей страны. Не восхищение тем искренним человеком, который даже войну на Фолклендах объявлял со слезами на глазах (сцена, в которой Тэтчер лично пишет письма матерям всех погибших солдат, просто сражает своим цинизмом).
Нет, не восхищение, а жалость.
И на это здесь играет все: и сентиментальная почти не смолкающая фоновая музыка, и постоянные экскурсы в совсем далекое прошлое, где она была юной и влюбленной, и даже одухотворенная и притом мастерская работа Мэрил Стрип (отмеченная «Оскаром» за лучшую женскую роль). Но вот как раз это усиленно провоцируемое сочувствие, больше похожее на сдавление слезных желез, и есть самое парадоксальное в фильме. Ведь настоящая Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании, которая шоковой терапией преобразовала ее до неузнаваемости, настоящая «железная леди», уничтожавшая на своем пути все и вся, которую мало кто любил, но многие ненавидели, меньше всего любила и ценила жалость к себе. Как и любой политик, для которого даже слезы – не более чем еще один инструмент давления на зрителя. В самом широком понимании слова «зритель».
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025