
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
На Безлюдье
А вот мне интересно, если какой-нибудь кандидат, рейтинг которого не превышает десяти процентов, говорит: "Когда я стану президентом..." - это он играет или всерьез верит в волшебника, который вдруг прилетит и все обеспечит?
А вот мне интересно, когда мы смотрим-слушаем дебаты претендентов, которые "претендуют" уже двадцать лет, мы всерьез надеемся увидеть-услышать в их словах что-то новое? А вот мне интересно, мы всерьез считаем, что жизнь равна политике, или все-таки догадываемся, что в жизни помимо политических дебатов и политической гонки с очевидным финалом происходит что-то еще? И вот это самое многочисленное "что-то еще" может повлиять на нас не меньше, если не больше, чем всякое политическое...
Я не знаю, кто такой Александр Григоренко. Я не видел его никогда в жизни. И если бы мне случайно не дали его роман "Мэбэт", я бы об этом писателе не узнал никогда. А теперь вот прочел роман и стал немножко другим, потому что человека меняет не только (даже, пожалуй, не столько) участие в уличных политических карнавалах, но и книги. Если они, конечно, такие мощные, как этот роман.
Григоренко - писатель, которому не интересно размышлять о мелочах, его не волнует актуальность, ему чужд современный язык стёба. Он хочет говорить серьезно о серьезном. Оторваться невозможно. Мэбэт - это человек, всю жизнь живущий в тайге. Счастливец, любимец богов, охотник и воин, настолько удачливый, что он не нуждается ни в настоящей любви, ни в подлинной дружбе. Мэбэт - не эгоистичен, он - самодостаточен. Мэбэт забывает, что человеком руководит то ли Судьба, то ли Господь Бог - всем, как говорится, по вере его воздается. А потом ему об этом напоминают...
"У тайги нет истории, - пишет Григоренко в самом начале своего романа. - У нее есть память..." Да, тайга - неведомый и ужасно интересный мир - героиня романа. Безусловно. Но чем глубже вчитываешься в этот просто и блестяще написанный текст, тем отчетливей понимаешь: нет, уважаемый автор, Вы не про тайгу пишите, а про нашу жизнь. И Мэбэт - это Вы, это я, это любой из нас, кто однажды задумывается над вопросом: ты ли подчиняешься судьбе или она - тебе? И что случайно в этой жизни? И что такое удача - награда за пройденное или аванс, который надо отрабатывать?
Да что ж это такое, черт возьми! Если бы роман "Мэбэт" был написан американским журналистом и вышел на английском языке, я уверяю вас: о нем бы уже все трубили-раструбили, выдвигали бы на всякие премии, и мы бы, россияне, уже говорили бы о новом литературном явлении. А тут - небольшое издательство ArsisBooks, тираж - три тысячи... И - никто, ничего. Роман-явление, роман, в котором невероятным образом переплетены приключения, философия, психология, вопросы веры, любви, воспитания, самореализации... И - никто, ничего. Обсуждаем до посинения, сколько народу на одну площадь пришло, а сколько - на другую.
Как так получилось, что в нашей высокодуховной стране России политические страсти стали для нас куда важней и интересней, чем настоящая, подлинная проза? Как так вышло, что, скажем, на телевидении все разговоры про духовное перешли на один канал, а все остальные мои коллеги соревнуются в том, кто лучше зрителя рассмешит и кто его глубже окунет в политические баталии?
Если смотреть сегодня телевизор, то складывается впечатление, что мы живем не в мире людей, а в мире политических персонажей, которые перемежаются шутниками, певцами и героями сериалов. На безлюдье живем. Люди - они в книгах. Не во всех, конечно. А в таких, как в романе Григоренко.
Или в тех, что пишет Марта Кетро, - писатель, про которую я вообще ничего не знаю, поскольку лично не знаком, а в сборниках ее про автора ничего не рассказывают.
Марта Кетро пишет так: "Страх - это осень. Отчаяние - это зима. Тоска - Новый год... " Вот как она пишет! Кто-то скажет: "Ну, и что?" А кто-то поймет: это про меня.
Незнакомая мне Марта Кетро пишет про меня. То есть она рассказывает про городских интеллигентов, про любовь, про одиночество, про бурную, подчас изнуряющую внутреннюю жизнь, которая есть у любого из нас, но в результате я понимаю, что ее повествование - про меня. Наверное, вообще для любого из нас писатели делятся не на хороших и плохих, а на тех, в чьих книгах мы находим себя (будь это Лев Толстой или современный писатель), и тех, в чьих произведениях ничего про нас не рассказывают.
Про Марту Кетро я бы сказал, что она - писатель-зеркало. Ее интересуют не сами по себе поступки, не сюжет, а то, как эти поступки и эти сюжеты отражаются в жизни человека. Она - писатель отражений, и в этом ее безусловное своеобразие. На том месте, где у большинства писателей все заканчивается: грубо говоря, он ее бросил, у Марты Кетро все только начинается. А что потом происходило внутри в них? А как они отвыкали друг от друга? А как они начинали новые отношения, если так давил опыт старых?
Все книги Марты Кетро, в сущности, об одном: человек - очень интересное существо, в нем невероятно увлекательно разбираться.
Книги хороших писателей расширяют картину мира. Читая их, ты понимаешь, что и ты сам, и люди, тебя окружающие, гораздо интересней, умней и несуетней, чем можно подумать, когда едешь в метро или смотришь телевизор.
На самом деле, безлюдье - не снаружи, а внутри. Если мы хотим видеть людей - мы их видим. А если не хотим - пенять не на кого.
Андрей Максимов, писатель, член Академии Российского телевидения
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025