Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

01.02.2012|08:32|Ведомости

Фильм «Опасный метод»: Дэвид Кроненберг о лечении с увлечением

В «Опасном методе» (А Dangerous Method) Дэвид Кроненберг облекает свой привычный интерес к мутациям в нарочито традиционную форму костюмной драмы об отношениях Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга и их пациентки Сабины Шпильрейн.

 

Зрители «Опасного метода» делятся на тех, кто увидел серьезную драму, и тех, кто посмотрел комедию.

Первые склонны обсуждать психоанализ и эволюцию понятия «мутация» в фильмах Кроненберга, начинавшего с физиологических кошмаров («Выводок», «Муха»), но постепенно сместившего акцент с телесного на психическое.

Вторые отмечают толстую сигару, весь фильм символически торчащую изо рта Фрейда (Вигго Мортенсен), невероятную амплитуду движений нижней челюсти Сабины Шпильрейн (Кира Найтли) и деликатную (а потому анекдотическую) сцену порки Юнгом (Майкл Фассбендер) пациентки, чья истерия оказалась следствием подавленного мазохизма.

Не лишена комизма и сцена, в которой, отправляясь на конгресс в Америку, Юнг идет на палубу первого класса, а Фрейд — второго. Что для Кроненберга не вполне привычно, так это внимание к социальному: в фильме Юнг несколько раз как будто невзначай унижает старшего коллегу тем, что богат.

Фрейд отвечает высокомерием учителя, отказываясь рассказать Юнгу свой сон, т. е. принять роль пациента, такую же естественную, как и роль аналитика (это вопрос профессиональной гигиены).

Относительность этих ролей и занимает Кроненберга. Нагляднее всего ее иллюстрирует фигура Сабины Шпильрейн, излечившейся в швейцарской клинике Юнга от истерии и ставшей психоаналитиком, чьи идеи произвели большое впечатление на научное сообщество. В начале фильма она корчится в руках санитаров, бросается едой и лезет в грязный пруд — тем эффектнее превращение в ученую даму, научившуюся контролировать свои желания. Для равновесия в «Опасном методе» есть психоаналитик, ставший пациентом. Это Отто Гросс (Венсан Кассель), кокаинист и принципиальный противник сдерживания любых (прежде всего сексуальных) инстинктов. Шпильрейн, расставшись с Юнгом, отправляется к Фрейду. Гросс едет в обратном направлении — из Вены в Швейцарию, где ведет с Юнгом такие разговоры, что кажется его внутренним демоном.

Симметрия — главный принцип «Опасного метода». Юнг включен в два равноправных сюжета: первый образует его сексуальная связь с Сабиной, второй — интеллектуальные отношения с Фрейдом. В состоянии динамического равновесия пребывают в фильме норма и патология. Кира Найтли играет историю выздоровления, Майкл Фассбендер — историю болезни.

Схематизм подчеркнут и в стерильно красивом изобразительном решении фильма: ухоженных парках, безукоризненных костюмах и уютных кабинетах, педантично запечатленных камерой Питера Сушицкого.

В конечном счете это выглядит суховатым повторением пройденного: о том, что норма лишь наиболее трудный для диагностики вариант патологии, Кроненберг рассказывал и раньше.

Олег Зинцов

 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

28.11.2024|14:49
Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії


Партнери