Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Один гений и много любви
Про чудесное воскресение литературы
Марина Степнова. Женщины Лазаря.
- М.: АСТ, 2011. - 448 с.
Семейная сага до сих пор не очень известного автора, выйдя в свет в конце августа, сразу же побила все рейтинги продаж московских книжных магазинов. При том что автор этот пока что никакой не лауреат, не финалист и не тусовщик. А зовут его, вернее, ее - Марина Степнова. Прозаик, переводчик (переводила «Безымянную звезду» Себастиана), автор московского «Нового мира», питерской «Звезды» и всего одной книги, вышедшей аж шесть лет назад.
Лазарь, о котором повествует роман, - ученый-физик по фамилии Линдт, гений (отсюда аллюзия на воскрешение, вернее, на бессмертие), запечатлевший себя навечно в сознании трех женщин. В юности он влюбляется в жену своего патрона-академика, в зрелости - в молодую лаборантку, а потом, уже после смерти, повторяется в таланте собственной внучки-балерины. Круг замыкается. Третья женщина очень уж похожа на первую, несмотря на временную пропасть.
Фабула - незамысловатая, но осуществленная в слове так, как этого давно уже не делают. Главную роль здесь играют ударные синтаксические сцепления, оркестр прилагательных, высокая поступь речевого стиля.
Степнова нигде не фальшивит - ни в фактологии (а попробуйте, не будучи специалистом, верно и полно передать все нюансы научно-академической или, скажем, закулисно-хореографической жизни), ни в интонации, ни в художественно-изобразительных средствах. Пять лет работы над текстом - большая сейчас редкость - видны и ощущаются здесь в каждом предложении.
«Почувствовав на себе взгляд, мужчина оглянулся, посмотрел на Линдта тоскливыми, в темноту провалившимися глазами». «Генерал сочно поцеловал наказавшую его ручку - пальчик за пальчиком, косточку за косточкой - январь, февраль, март, апрель». «А потом у Лужбина вдруг оказалось сто рук, и все сто были одновременно всюду, путаясь в пуговицах, рукавах, каких-то неожиданных лямках».
Как написал наш рецензент, «ни одного формального, автоматически прицепленного эпитета. Каждое предложение отточено до остроты скальпеля, каждый абзац - законченный период, обдуманное, взвешенное и - весомо, грубо, зримо - зафиксированное целое».
В последнее время критики все больше сетуют на острую жанровую нехватку семейных романов (пошлые коммерческие однодневки, разумеется, убираем за скобки). Так вот, критики могут быть спокойны. Жанр возрождается. Следующий, еще не вышедший роман Степновой тоже повествует о семье и точно так же, как «Женщины Лазаря», изобилует мельчайшими профессиональными деталями. Речь пойдет о династии врачей.
Теперь главная опасность для нового автора не заглушить свой талант, пытаясь подстроиться под ритм книгоиздательской машины. Многолетняя работа над одним-единственным текстом - право, которое нельзя сдавать просто так.
Коментарі
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
