Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

22.11.2011|19:52|Газета.ru

Портрет д´Артаньяна в старости

Биография «Лимонов» французского писателя Эмманюэля Каррера получила премию Ренодо

 



Биография Эдуарда Лимонова, написанная прозаиком и эссеистом Эмманюэлем Каррером, получила премию Ренодо, вторую по престижности литературную награду во Франции. Вообще-то, Лимонов - лишь повод, а на самом деле Каррер попытался написать свою историю России. 

«У него плоский живот, фигура подростка, матовая кожа азиата, еще у него бородка и усы постаревшего д´Артаньяна из «Двадцати лет спустя», он очень похож на комиссара-большевика и еще больше на Троцкого, разве что Троцкий, насколько мне известно, не занимался бодибилдингом», - так описывает Эмманюэль Каррер своего героя. А герой этот - лидер запрещенной в России Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов. Он же прозаик, поэт, диссидент, экспериментатор в сексе и литературе, мечтатель, несостоявшийся террорист, революционер, участник войны на Балканах, светский лев, подпольщик, муж красавицы певицы, муж красавицы актрисы, русский, американец, француз и еще много кто - разнообразные ипостаси Эдуарда Вениаминовича здесь перечислены не зря.

Его биографа они тоже интересуют. 

Писать биографию таких людей, как Лимонов, и просто, и сложно. Просто - потому что про свою жизнь Лимонов постоянно рассказывал в своих же произведениях. В конце концов, он строил свою жизнь как увлекательный роман и, следует признать, успешно построил. Сложно - потому что свою жизнь Лимонов максимально замифологизировал, да и грош цена той биографии, которая состоит исключительно из пересказа произведений описываемого героя. Книга Каррера действительно пересекается и с «Подростком Савенко», и с «Это я, Эдичка», и с книгами постсоветского периода. Иногда он пытается выяснить, где и что Лимонов придумал, иногда - нет. Но надо понимать, что если в России тексты Лимонова так или иначе вошли в список must read и на них уже выросло поколение писателей (во главе с соратником Лимонова по политической борьбе Захаром Прилепиным), то во Франции они известны не так хорошо. При этом некоторые французы (включая самого Каррера) помнят Лимонова как, в общем-то, довольно заметного участника парижской жизни 1980-х. 

«Ехидные шутки в адрес Солженицына и тосты за Сталина - это именно то, что хотела слышать парижская тусовка», - вспоминает те годы Каррер. 

Для парижских леваков-интеллектуалов Лимонов был своим до тех пор, пока не поддержал сербов во время войны в Югославии. Мало того что поддержал, но еще и поехал туда воевать, дружил с Арканом и Караджичем. Как такое может быть? Это один из вопросов, который поставил перед собой Каррер. Он встречался с Лимоновым, ездил вместе с ним по Москве на его «Волге».

«Две недели с Лимоновым - это все равно что интервьюировать подряд Уэльбека, Лу Рида и Даниэля Кон-Бендита (один из лидеров студенческих волнений во Франции в 1968 году, сейчас известный политик лево-зеленых взглядов)», - пишет Каррер. 

Все это писатель делал неспроста, его полный замысел весьма масштабен: через биографию Лимонова он пытался написать свою версию истории России. 

Откуда стремление к такому размаху? Каррер периодически приезжает в Россию, иногда его можно встретить потягивающим водку в одном из московских ресторанов; если вы попытаетесь взять у него интервью, когда водки выпито уже прилично, то Каррер перейдет на русский, который он, в общем-то, неплохо знает. Правда, сам писатель в книге признается, что французский Лимонова до сих пор лучше его русского.

Каррер не просто потомок белоэмигрантов, в жилах которого течет кровь русских и грузинских аристократов, но еще и сын советолога и писательницы, постоянного секретаря Французской академии (это вершина карьеры, о которой только может мечтать французский литератор) Элен Каррер-д´Анкос. Она написала множество книг о России, в том числе и работу «Расколовшаяся империя» 1978 года, в которой рассуждала о будущем распаде СССР. И угадала часть причин этого распада.

Книга Каррера - своего рода вызов матери. С подтекстом: «я тоже могу писать труды про историческую родину». Примерно четверть книги - это отступления, в которых писатель рассказывает своему французскому читателю про Россию. Про то, кто такие зэки и какой ореол их окружает. 

Про то, что запой - «это не просто напиться в баре, как у нас во Франции», а что это надолго и что это для России важнейшее понятие. 

Объяснять приходится все: почему для России сербы и хорваты - это не абстрактные забавные народы на краю вселенной, а вполне конкретные враги и союзники. Чуть ли не абзац уходит на определение понятия «natch-kluba» - сразу и не понятно, что речь идет про должность «начальника клуба», которую занимал отец Лимонова. Каррер даже цитирует анекдоты про новых русских, естественно, предварительно подробно разжевывая, почему они смешны. 

А что же Лимонов? Чем дальше читаешь книгу, тем яснее понимаешь, что он лишь повод поговорить о России. 

Вот, например, и Лимонов, и Путин считают, что развал СССР был величайшей катастрофой ХХ века. Ни одному французу такая мысль в голову не придет. Чтобы понять, что имеется в виду, догадывается Каррер, надо пройти вслед за Лимоновом сложный путь от города Дзержинск через Харьков, Париж, Нью-Йорк, Балканы, осажденный Белый дом, «еврогулаг» в Энгельсе до конспиративных квартир в Москве. Биография Путина Каррера не заинтересовала.

Emmanuelle Carrere. «Limonov». - P.: P.O.L., 2011.

Константин Мильчин



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

28.11.2024|14:49
Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії


Партнери