Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

08.10.2011|11:00|Znaki

Устройства массового потребления

Электронные книги Amazon Kindle за время существования семейства заработали репутацию ниспровергателей прогнозов. Недорогие серенькие устройства при появлении считались плохой идеей и потенциальными аутсайдерами рынка

 Каково же было удивление прогнозистов, когда косвенная статистика (на точные цифры босс Amazon Джеффри Безос традиционно скуп) показала, что продаются они не хуже полноценных планшетов, а если считать всю нишу электронных книг, ими владеет даже больший процент населения.

Вместо того чтобы просто признать поражение в прогнозах, эксперты сочинили несколько версий, объясняющих, почему их прошлые предсказания не сбылись. Одна из самых правдоподобных гласит, что книжки Kindle умеют делать мало, но делают хорошо, продаются в массовых количествах и потому дёшево стоят. Такой подход мог не сработать с любым другим производителем, но в пользу Amazon работает их безразмерный книжный магазин. То есть, книжка Kindle выстрелила, потому что давала очень удобный доступ к книжному магазину.

С тех пор вышли уже четыре поколения традиционных моделей Kindle, сделанных на основе цифровой бумаги; сейчас в ассортименте компании четыре модели в шести вариантах. Поверх всего этого богатства и многообразия Джефф Безос решил добавить вишенку в виде настоящего 7-дюймового планшета (говорят, в начале 2012-го к нему присоединится ещё и 10-дюймовый собрат). Планшет имелся в виду настоящий - с цветным жидкокристаллическим дисплеем и Андроидом на борту.

Таковы были ранние слухи, и ничего удивительного в них не было: свой планшет теперь не выпускает только ленивый, а пионер сетевой торговли Безос точно не из таких. Но чем ближе к дате выпуска, тем большее недоумение вызывали утечки информации. Устройство оказывалось странным, метящим в самую дешёвую нишу, где в то время жили разве что совсем бюджетные безымянные китайские планшеты. Даже Андроид в нём обещали необычным, ответвлением старой версии FroYo, не то даже Eclair, несовместимым с инфраструктурой Google.

Ради справедливости нужно отметить, что в этот раз немногие решились ещё до официальной презентации записывать грядущий планшет в безусловные лузеры. И, в общем, правильно сделали, потому что по итогам он гениален в своём циничном подходе к эксплуатации пользователей. Можно констатировать, что Amazon отринул последние приличия и решил побить в деле продвижения концепции «огороженного сада» самих Apple: Kindle Fire оказался узкопрофильным устройством для потребления продукции, продающейся в соответствующих отделах сетевого магазина. 

«Огороженный сад» это бизнес-модель, при которой производитель замыкает своих пользователей в изолированную инфраструктуру, контролируя всё, что к ним поступает извне. Этим, как уже сказано, промышляет Apple, но не в таких масштабах: iPad привязан к магазинам App Store и iTunes Store, но музыку, видео и книги, например, туда можно импортировать и извне. Сад Amazon же, особенно в последнем прочтении, тяготеет к абсолютной изоляции. Пользователя оставляют практически наедине с магазином компании - к счастью, магазин этот крупнейший в интернете, и шансы найти там искомую книгу, фильм или альбом максимальны.

Несложно заметить, что точно такова же концепция у традиционных электронных книг компании, но раньше её считали вынужденной мерой: цифровая бумага сама по себе подходит мало для чего, кроме чтения книг. При желании из Kindle Fire можно было сделать очередной планшет-на-все-руки и пытаться конкурировать с iPad 2 или армией аналогов под Андроидом Honeycomb. Вместо этого Безос пошёл прежним путём, и сделал устройство на более продвинутой технической базе, но той же целью - скармливать покупателям медиапродукцию из магазина Amazon, только теперь через качественный цветной дисплей.

Здесь есть оборотная сторона, ведь если рассматривать Kindle в отрыве от магазина Amazon, он превращается в странный неполноценный планшет, пусть и очень дешёвый. Там хороший дисплей, приличный процессор, но ни в каком виде нет 3G, очень ограничен объём внутренней памяти (8 гигабайт теперь даже в смартфонах - нижний предел), нет GPS-навигации, половины сенсоров, камеры и микрофона. Дело, однако, в том, что в рамках потребительской модели Amazon все эти излишества нисколько не важны.

С учётом потребительской концепции также теряют смысл претензии к демпинговой цене, отсутствию многих привычных функций, а также урезанному Андроиду. Устройство окупится для Amazon благодаря росту продаж магазина - отсюда и 200-долларовая розничная цена (кстати, себестоимость для производителя уже оценили в 210 долларов, так что переплата мизерна, индустрия знавала и торговлю в двойной убыток).

Урезанный Андроид, вероятно, следует объяснять комплексом причин. Во-первых, у Google есть требования к электронной начинке для Андроида. Как и плееры Archos до него, Kindle Fire, ради экономии лишённый половины интерфейсов, просто не дотянул бы до требуемого уровня. Во-вторых, столь дешёвое устройство можно купить именно для чтения книг, просмотра видео, прослушивания музыки и диванного интернета - за 200 долларов узкую специализацию можно стерпеть, что доказывает пример прошлых книжек Kindle. 

Собственно, по оболочке лучше всего заметно, насколько сильно устройство заточено на потребление. Она здесь больше похожа на сайт сетевого магазина (стилистически, как ни странно, скорее не на Amazon, а на Apple Store) с разделами-закладками сверху. Там без швов сливаются магазинные полки, с которых так легко и просто покупать новое добро, хранимое в планшете цифровое имущество владельца, и папки облачного хранилища, любезно и бесплатно предоставляемого компанией абсолютно под всё, что только будет куплено в магазине.

Мизерный восьмигигабайтный накопитель это ещё щедро. Если бы разработчики точно следовали концепции Безоса, они могли бы оставить пару гигабайт, чтобы у покупателей вообще не возникал соблазн забить устройство собственными музыкой, фильмами или книгами, не приносящими магазину ни копейки. Купленное же законным путём будет подкачиваться из облачного хранилища Amazon через Wi-Fi, и синхронизироваться с другими читалками и приложениями для компьютеров и смартфонов через фирменный Whispersync.

Что может ждать Kindle Fire на нынешнем рынке, доверху забитом разнообразными планшетами от 5 до 10 дюймов и по цене от 100 до 1000 долларов? Наблюдая за многолетним успехом книжек серии Kindle, можно смело ожидать, что Fire станет продаваться не хуже и разойдётся на уровне лучших планшетов под Андроидом, а то и посостязается с iPad 2. Качественных планшетов за 200 долларов очень мало, так что у новичка есть все возможности закрепиться в этой нише и развивать оттуда успех.

Из этого, однако, не следует, что продажи других планшетов под угрозой. Функционально Fire не умеет того, что могут конкуренты. У него нет «производительных» аксессуаров вроде клавиатур и доков с портами. Отсутствие навигации означает, что использовать его в качестве карты и гида нельзя. Видеочаты невозможны из-за того, что нет камеры и микрофона, да и выбор приложений, которые могли бы расширить возможности устройства, ограничен списком, который пропустили в собственный App Store компании. 

Стоит ли покупать Kindle Fire у нас? Скорее всего, энтузиасты за месяц-два осилят прошивку, упрощающую использование планшета с медиапродукцией, не купленной в магазине Amazon. Это важно не потому, что мало покупают, а потому, что Amazon к нам мало что продаёт. Но даже если появится возможность легко и просто заливать собственные книги, музыку и видео, возможно даже приложения из Андроид-маркета, никуда не денется главное ограничение - идеологическая заточенность устройства под магазин Amazon.

Если же установить вместо фирменной версии Андроида какой-нибудь обыкновенный Gingerbread или Honeycomb, Kindle Fire перестанет быть узкопрофильным, но очень толковым устройством для потребления, и превратится в странный дешёвый планшет с очень ограниченной функциональностью.

Евгений Алефиренко



Додаткові матеріали

04.10.2011|21:00|Події
6 книжок Сергія Жадана на Obreey Store
29.08.2011|20:31|Події
Sony готує новий рідер з тачскрином
26.07.2011|22:48|Події
Apple готує двохекранну «читалку»
25.07.2011|09:28|Події
Yakaboo розпочала співпрацю із Edipresse Ukraine
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

28.11.2024|14:49
Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії


Партнери