Re: цензії

03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро
«Був на рідній землі…»
02.09.2025|Віктор Вербич
Книга долі Федора Литвинюка: ціна вибору
01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Одухотворений мегавулкан мезозойської ери
25.08.2025|Ярослав Поліщук
Шалений вертеп
25.08.2025|Ігор Зіньчук
Правди мало не буває
18.08.2025|Володимир Гладишев
«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Полтавська хоку-центричність
07.08.2025|Ігор Чорний
Роки минають за роками…
06.08.2025|Ярослав Поліщук
Снити про щастя
06.08.2025|Валентина Семеняк, письменниця
Час читати Ганзенка

Літературний дайджест

Под самоконвоем

Новая книга литературоведа Бенедикта Сарнова (р.1927), завершившая его авторский замысел темы взаимоотношений власти илитературы, также увлекательна иумна, как ипредыдущие три.

На этот раз рассказанные в ней драматические, трагические и трагикомические сюжеты коснулись общения со Сталиным писателей Исаака Бабеля, Александра Фадеева, Николая Эрдмана и Константина Симонова. В свойственной ему живой, почти разговорной манере Сарнов перескакивает из одной истории в другую, забегает вперед или возвращает читателя к своим давним страницам. Однако «стройность повествования» от этого вовсе не страдает, а прочитанный текст превращается в художественно зримый.

Писатели, о которых идет речь, не были диссидентами, то есть инакомыслящими. Но они были самостоятельно мыслящими настоящими художниками и, следовательно, не укладывались в прокрустово ложе сталинской идеологии. Была ли их судьба трагична, как у Бабеля или Эрдмана, или внешне успешна, как у Фадеева и Симонова, все равно - Сарнов показывает и доказывает это - их жизни были изуродованы, а творчество под контролем «внутреннего редактора» заставило их во многом перестать быть самими собой. Власть или убила их, или наделила полномочиями конвойных, которым вменила в обязанность конвоировать самих себя.

Однако, несмотря на кажущиеся безграничными возможности Сталина и подчиненной ему все и вся подавляющей системы, создать «управляемую литературу» ему так и не удалось. На многих примерах Сарнов показывает, что писателя можно было физически уничтожить, как Бабеля, возвысить, как Симонова, вынудить писать в стол, как Пастернака, заставить заняться «другой профессией», как Эрдмана, или сделать так, чтобы он замолчал навсегда, как Замятин. Но даже в тех случаях, когда одаренные и крупные художники искренне, как Алексей Толстой, или вынужденно, как Ахматова, пытались делать то, что положено, и так, как от них требовали, они переставали быть писателями, а сочиненное ими уже не являлось литературой.

Книга Бенедикта Сарнова замечательна тем, что он смог написать то, «что он хотел написать», и убедить в своих выводах читателя не только и не столько как исследователь, а более как писатель, давший возможность даже неподготовленному читателю увидеть и почувствовать далеко не однозначные сюжеты советской эпохи и ее действующих персонажей.

Очень жаль, что последняя точка автором поставлена и пятой книги «Сталин и писатели» ждать с нетерпением, как предыдущие, уже не приходится.

Анатолий Шикман



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери